Генотип. Значение генетики для медицины и здравоохранения

Биология 11 класс - поурочные разработки

Генотип. Значение генетики для медицины и здравоохранения

Цель урока:

· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с взаимодействием генов, новообразованиями при скрещивании, а также с значением генетики как науки.

· Развив. Научить школьников правильно объяснять причины явлений, наблюдаемых при множественном действии генов; выявлять признаки отличия этих эффектов друг от друга.

· Воспит. Убедить школьников в том, что один ген не всегда формирует один признак, а взаимодействие двух или нескольких генов действительно может привести к новообразованию, т. е. формированию нового признака. Методы активизации мыслительной деятельности.

Орг. момент. План урока.


Опрос.

1. Сцепленное наследование (закон Моргана).

2. Генетика пола.


Основная часть.

В рассмотренных примерах чаще всего мы сталкиваемся с тем моментом, когда доминантный ген желтой окраски наследовался как в гладкой форме, так и в морщинистой форме семян. То же наблюдается и у морской свинки, когда доминантный ген черной окраски наследуется независимо от длины шерсти.

ПРИМЕР: Рассмотрим наследование окраски шерсти у кроликов.

Если X серого и белого

Серые (все серые)

Во втором поколении наследуется расщепление, которое дает расщепление неожиданное 9 серых, 3 черных, 4 белых.

Появление черных кроликов в родительских особях не наблюдается, это пример новообразовании при скрещивании.

Ген окраски распределяется неравномерно (пигмент распределяется неравномерно по длине волоска).

Черные – те, у которых смешивается серый и белый (черный).

Белый - рецессивный ген.


МНОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ГЕНОВ.

Ген оказывает действие не на один, а на несколько признаков организма.

ПРИМЕР: красные цветки белые цветки

стебли красные стебли число - зеленые

Ген отсутствия пигмента в глазах снижает плодовитость, окраска внутренних органов, уменьшается продолжительность жизни (мушка дрозофила).

Гены проявляют множественное действие (т. к. они находятся в тесном взаимодействии друг с другом).


ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИКИ.

Не существует двух одинаковых людей за исключением однояйцовых близнецов. Число хромосом 46 (23 пары).

Число наследственных комбинаций очень велико, уже с момента зачатия каждый человек генетически уникален и неповторим. Интерес к генетике возрос в связи с огромным практическим значением для людей. Может наследоваться до 2000 признаков (нормальных и патологических). С многими болезнями можно бороться только зная законы генетики.


МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.

1. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ.

Изучение родословной (удалось установить характер наследования признаков человека, наследственных заболеваний):

· музыкальность (Иоганн Себастьян Бах);

· склонность к математике;

· наследование неправильного обмена веществ (сахарных диабет);

· врожденная глухота;

· психические заболевания (шизофрения);

· предрасположенность к заболеванию туберкулезом.

2. БЛИЗНЕЦОВЫЙ.

Изучение развития признаков у близнецов. Оплодотворяется не одна, а несколько яйцеклеток, (дети одного или разных полов похожие друг на друга но не являющиеся близнецами) Когда одна яйцеклетка дает начало 2, 3, и 5 эмбрионам тогда получаются однояйцовые близнецы (всегда одного пола и поразительного сходства).

3. ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ.

Поясним причины наследственных заболеваний. Наследственные заболевания - мутации. Они распространяются в человеческом обществе, не проявляясь до тех пор, пока 2 одинаковых гена не окажутся в результате оплодотворения в одной зиготе. Изучение хромосомного набора представляет трудности из-за большого их числа (46) и малого размера. Сейчас разработаны новые методы, которые легко и просто позволяют изучить хромосомный набор человека.

Пример. Лейкоциты крови помещают в питательную среду, где они делятся, по изготовленным из них препаратов можно узнать число и строение хромосом.

4. БИОХИМИЧЕСКИЙ.

Изучают нарушения нормального хода обмена веществ наследственно обусловленные отклонения от нормального хода обмена веществ.

Пример. Сахарный диабет (нарушение деятельности поджелудочной железы).


ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИКИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ.

Наличие одной лишней пары хромосомы (47) это несет тяжелые последствия (болезнь Дауна Большая или сильно маленькая голова, плоское лицо, узкие глазные щели, умственная отсталость).

Отклонение в ходе мейоза (гомологичные хромосомы одной пары отойдут к одному полюсу, то получится гамета с одной лишней хромосомой). Ещё 100 нарушений в структуре хромосомного набора.

Алкоголь - повышает число мутаций, разрушает печень, сердечнососудистые заболевания, нервная система, психика.

Набор генов - определяющих принадлежность к разным группам крови. Каждый человек обладает особенностями, эта неоднородность находит выражение в физических признаках (цвет волос, глаз). Эта генетическая неоднородность не означает неравноценности рас.


Физминутка.


Текущий контроль, закрепление материала.

1. Новообразования при скрещивании.

2. В чем проявляется множественное действие генов.

3. Какие существуют методы изучения наследственности.

4. Охарактеризуйте генеалогический метод.

5. В чем сущность близнецового метода?

6. Охарактеризуйте цитогенетический метод.

7. Какое практическое значение для медицины имеет изучение генетики человека?


Закрепление.

Составьте задачу на дигибридное скрещивание используя таблицу на стр. 225.


Итоговый контроль. Анализ урока.

Д\3 П. 58, 59 подготовиться к к\р. Повторить П. 53-59.