Задачи современной селекции. Центры происхождения культурных растений

Биология 11 класс - поурочные разработки

Задачи современной селекции. Центры происхождения культурных растений

Цель урока:

· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями центров происхождения культурных растений, а так же с задачами современной селекции.

· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Орг. момент. План урока.


Основная часть.

Наука об изучении новых и улучшении ранее известных пород домашних животных и сортов культурных растений, штаммов микроорганизмов называется селекцией.

Это процесс изменения домашних животных, растений, микроорганизмов, осуществляемых человеком.

Н. И. Вавилов представляет селекцию, как направленную эволюцию под воздействием человека.

Целенаправленной селекционной работе предшествовал период одомашнивания животных и растений. Первые его попытки, возможно, были предприняты людьми еще около 10-12 тысяч лет назад, а возможно ранее. Домашний кролик одомашнен в средневековье, сахарная свекла - лишь в 19 веке, а мята в 20 веке.

Серебристо-черные лисицы, соболи, нутрии и сейчас находятся на одном из первых этапов одомашнивания.

Районы одомашнивания животных связаны с центром происхождения культурных растений.

Нарисуйте схему карты в тетради и напишите на карте названия центров. Перечислите виды культурных растений, используя их порядковые номера, расположите по центрам происхождения:

1. Банан

2. Рис

3. Просо

4. Сахарный тростник

5. Хлебное дерево

6. Тростниковый сахар

7. Морковь

8. Виноград

9. Пшеница

10. Рожь

11. Ячмень

12. Хлопок

13. Фасоль

14. Картофель

15. Кукуруза

16. Тыква

17. Табак

18. Какао и другие растения


Центры происхождения культурных растений

1. Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии. Богат культурными растениями. Родина риса, сахарного тростника, множество плодовых и овощных культур.

2. Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, остров Тайвань, Корея. Родина сои, нескольких видов проса, множества плодовых и овощных культур

3. Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия. Родина нескольких форм пшеницы, ржи, многих зерновых, бобовых, винограда, плодовых

4. Средиземноморский

Страны по берегам средиземного моря. Этот центр дал 11% видов культурных растений (малина, клевер, чечевица, капуста, кормовые культуры)

5. Абиссинский

Небольшой район Африканского материка (территория Эфиопии) Родина зернового сорго, бананы, пшеница, ячменя.

6. Центральноамериканский

Южная Мексика. Родина кукурузы, длинноволокнистого хлопчатника, какао, тыквенных, фасоли.

7. Андийский (Южноамериканский)

Часть района Андийского горного хребта. Родина клубненосных растений, некоторых лекарственных растений (кокаиновый куст, хинное дерево)


Селекция растений.

Методы селекции растений.

1. Массовый отбор.

Выделение из исходного материала целой группы особей, которые обладают желательными для селекционера признаками. Такой отбор производится среди перекрестно-опыляемых растений.

2. Индивидуальный отбор.

Выделение отдельных особей с интересующими человека признаками и получение от них потомства. Этот метод применим для самоопыляющихся растений.


Самоопыление перекрестно-опыляемых растений.

Еще по Дарвину самоопыление или близкородственной скрещивание приводит к снижению жизнеспособности, уменьшению продуктивности, к вырождению. У организмов постоянно осуществляется мутационный процесс.

image27

Таким образом, в каждом очередном поколении гомозиготность повышается, пока все гетерозиготы практически не исчезнут. Так появляются чистые линии, а если скрестить представителей чистых линий то будут получены потомки, превосходящие значительно по своим качествам родительские формы.


Эффективность отбора.

Искусственный и естественный отбор в селекции растений.

Полиплоидия.

Отдаленная гибридизация.

Преодоление бесплодия у межвидовых гибридов растений.

Результаты отдаленной гибридизации.

Ответы готовят сами учащиеся (всего 6 человек).


Физминутка.


Текущий контроль, закрепление материала.

«Снежный ком». Проверка письменной работы по центрам происхождения культурных растений.


Итоговый контроль, анализ урока.

Д\3 П. 64-66.