Итоговый урок. Многообразие живой природы и её охрана - Общая характеристика царства Животные - Многообразие организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017

Итоговый урок. Многообразие живой природы и её охрана - Общая характеристика царства Животные - Многообразие организмов - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Задачи урока:

• организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, творческой деятельности;

• продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание;

• развивать коммуникативные способности, навыки учебного сотрудничества в малых группах, творческие способности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся формируется естественно-научная картина мира на основе полученных знаний о живой природе; учащиеся учатся обосновывать необходимость охраны животного мира.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы проектной деятельности, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о многообразии природы и её охране в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.

Личностные: учащиеся развивают умения, необходимые для осуществления проектной деятельности, на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, в ходе изучения природы своей местности, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным, растениям, другим организмам и их охраны.

Деятельность учащихся: сотрудничество с одноклассниками при разработке и выпуске биологического журнала, выступление и защита учебного проекта, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и отдельных учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор.

Подготовка и защита проекта

I. Ценностно-ориентационный этап

Деятельность учителя на этапе:

• помочь учащимся выбрать и определить название журнала, его рубрики, описываемые биологические объекты;

• выяснить, кем видят себя учащиеся в проекте (распределение ролей и обязанностей);

• сформулировать задачи проекта и собственные задачи каждого ученика.

Проектируя биологический журнал, учащиеся создают его редакцию. В зависимости от интересов и возможностей учащихся, а также от того, какие рубрики ими предложены, можно организовать отдел новостей, рекламы, опроса населения и т. д. Выбирается главный редактор и его заместитель.

II. Конструктивный этап

На этом этапе осуществляется подготовка к выпуску журнала: собираются материалы, планируются рубрики, разделы и т. п. Учитель консультирует учащихся.

III. Оценочно-рефлексивный этап

На данном этапе производится корректировка текстов, оформление журнала на бумажном или электронном носителе, готовится презентация журнала.

Учащиеся осуществляют рефлексию и подводят итоги:

• кому журнал адресован;

• соответствуют ли подготовленные материалы тематике журнала;

• какие материалы будут наиболее интересны читателю;

• как оформлен журнал.

IV. Защита проекта

На этом этапе происходит защита учебного проекта. Выступления участников проекта обязательно должны быть оценены одноклассниками. Можно предложить им таблицы с критериями оценивания.

Критерии оценивания

Плохо (1 балл)

Слабо (2 балла)

Хорошо (3 балла)

Отлично (4 балла)

Содержание выступления





Оформление выступления





Качество выступления (речь, ответы на вопросы)





Общая оценка

V. Подведение итогов

Совместное с учащимися обсуждение и оценивание результатов работы групп и каждого учащегося. Подведение итогов за год. Инструктаж по выполнению заданий на лето. (Желательно, чтобы подготовленный журнал стал достоянием школы, это даст возможность учащимся оценить значимость своего труда.)

Данная Технологическая карта может быть взята учителем за основу при разработке собственного варианта, в котором будут учтены материальная база кабинета биологии, имеющиеся средства обучения, особенности учеников класса, собственный методический опыт.

Инструктивная карточка для самостоятельной работы учащихся в группах, как правило, разрабатывается на всю тему. В нашем случае, учитывая, что тема разбита на три подтемы, целесообразно разработать отдельную Инструктивную карточку на каждую подтему.

Предлагаем примерный вариант Инструктивной карточки.