Первая помощь при повреждениях кожи - ГИГИЕНА КОЖИ - 9 класс

Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год

Первая помощь при повреждениях кожи - ГИГИЕНА КОЖИ - 9 класс

Цели урока:

обучающая: формировать представление о необходимости соблюдения правил гигиены кожи; изучить способы оказания первой помощи при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах;

развивающая: развивать практические умения оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, умение оказывать первую помощь при ожогах и отморожениях, тепловом и солнечном ударах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

— по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся: объяснительно-иллюстративный;

— по основным компонентам деятельности учителя: словесные, наглядные;

— по источникам передачи и характеру восприятия информации: словесные методы (рассказ, беседа), наглядные (показ, демонстрация).

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Опорные термины, понятия: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, терморегуляция, потовые и сальные железы, гигиена кожи, ожоги, отморожения, тепловой удар, солнечный удар.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация “Первая помощь при повреждениях кожи”, таблица “Строение кожи”, средства по уходу за кожей.

Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:

— обосновывать необходимость соблюдения правил личной гигиены и гигиены кожи в частности;

— применять знания для оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах.

  1. Проверка домашнего задания

Ø Деятельность учителя

Сообщает: “Сегодня в начале урока мы вспомним материал предыдущего урока, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. Ведь без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему”.

Ø Деятельность учащихся

Готовятся к проверке домашнего задания.

Ø Деятельность учителя

Для письменной проверки уровня знаний учащихся выдает карточки с заданиями.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют письменную работу, на которую отводится не более 7 минут.

Ø Деятельность учителя

Раздает карточки-задания с карточками ответов для выполнения самостоятельной работы.

Ø Деятельность учащихся

Выполняют самостоятельную работу. Рядом с вопросами (обозначены прописными буквами от А до Ж) расположены варианты ответов (от 1 до 12). Выбранный ответ учащиеся обозначают крестиком или галочкой в соответствующей графе карточки ответов.

Карточка-задание

Вопросы

Варианты ответов

А

Какие функции выполняет кожа?

1

Защитная

Б

Как называется самый глубокий слой кожи?

2

Кровеносные сосуды

В

Назовите средний слой кожи.

3

Мышцы

Г

Как называется наружный слой кожи?

4

Терморегуляция

Д

Как называется уравновешивание процессов образования и отдачи тепла в организме?

5

Выделительная

6

Кожа

Е

Что происходит с кровеносными сосудами при повышении температуры воздуха?

7

Подкожная клетчатка

8

Суживаются

Ж

Какой слой кожи препятствует теплоотдаче?

9

Эпидермис

10

Теплоотдача

11

Расширяются

12

Дерма

Карточка ответов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А













Б













В













Г













Д













Е













Ж













Ø Деятельность учителя

Проводит устную проверку уровня знаний учащихся по следующим вопросам:

  1. Как называется верхний слой кожи?
  2. Расскажите, из каких слоев состоит кожа.
  3. Какие функции выполняет кожа?
  4. Расскажите о функциях сальных желез.
  5. Из каких слоев состоит эпидермис?
  6. От чего зависит цвет кожи?
  7. В чем выражается терморегуляция кожи?
  8. Как будет осуществляться терморегуляция, если окружающий воздух насыщен водяными парами, а его температура ниже температуры тела и т. д.?

Ø Деятельность учащихся

Отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемые правильные ответы:

  1. Эпидермис.
  2. Наружный слой — эпидермис и внутренний — дерму (собственно кожу), переходящую в подкожную жировую клетчатку.
  3. Терморегуляция, защитная, осязание, ориентация, выделение воды с минеральными солями и мочевиной, дыхание, сохранение воды.
  4. Сало сальных желез смазывает кожу и волосы, предохраняя их от высыхания и смачивания водой.
  5. Эпидермис состоит из мертвого ороговевшего слоя и живых делящихся клеток.
  6. Цвет кожи зависит от содержания пигмента меланина, который придает коже окраску и поглощает ультрафиолетовые лучи, защищая этим организм.
  7. Она выражается в испарении пота, расширении сосудов, сужении сосудов, дрожании кожи.
  8. Чем ниже температура воздуха, тем больше организм отдает тепла. Отдача тепла усиливается еще больше, если в воздухе при низкой температуре много водяных паров.
  9. Организационный момент, постановка проблемы

Ø Деятельность учителя

Вступительное слово: “Являясь важным органом чувств, кожа защищает наш организм от неблагоприятных метеорологических, механических и химических факторов внешней среды. При этом неповрежденные кожные покровы представляют непроницаемый барьер почти для всех микробов и вирусов. Следует подчеркнуть, что все указанные функции кожи могут нарушаться при ее значительном загрязнении. Поэтому очень важно соблюдать гигиену кожи”.

Сообщает учащимся тему, цели урока и формы организации их деятельности.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях тему урока.

III. Изучение нового материала

Ø Деятельность учителя

Знакомит учащихся с особенностями гигиены кожи: “Чтобы кожа была молодой и красивой, нужно правильно и регулярно ухаживать за ней”.

Сообщает учащимся правила гигиены кожи.

Также должен отметить, что при соблюдении правил гигиены кожи следует учитывать, что благотворное влияние на кожу оказывают: свежий воздух, умеренное воздействие солнечных лучей, водные процедуры, включая морские купания. Они повышают устойчивость кожи к внешним раздражителям. Также полезны занятия спортом и физкультурой.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях правила гигиены кожи:

1) кожу необходимо содержать в чистоте (умываться каждый день);

2) с поверхности кожи необходимо регулярно удалять выделения сальных и потовых желез;

3) менять нательное белье следует каждый день;

4) при покупке обуви следует обращать внимание на ее соответствие требованиям гигиены;

5) необходимо правильно ухаживать за волосами и ногтями;

6) необходимо правильно питаться.

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся рассмотреть процесс оказания первой помощи пострадавшим при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах. Демонстрирует опыт № 6 “Первая помощь при ожогах и отморожениях, тепловом и солнечном ударах” (слайд № 1).

Ø Деятельность учащихся

Слушают учителя, наблюдают за демонстрацией опыта.

Ø Деятельность учителя

Дает определение понятию “ожог”, рассказывает о классификации ожогов. Демонстрирует слайды № 2 и № 3.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях определение понятия “ожог” — повреждение тканей, возникающее в результате местного термического, химического или иного энергетического воздействия на кожу.

Ø Деятельность учителя

Разъясняет учащимся, что чем раньше оказывают первую помощь обожженным, тем реже у тех отмечаются осложнения. Для этого необходимо:

  1. Погасить горящую одежду на человеке, для этого на пораженного набрасывают куртку, пальто, одеяло с целью гашения пламени огня.
  2. Обожженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшие к ожогу остатки одежды.
  3. На поверхность ожога накладывают стерильную повязку, можно смочить ее спиртом, водкой, одеколоном.
  4. Ни в коем случае нельзя нарушать оболочку пузырей, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
  5. При обширных ожогах пораженного лучше всего завернуть в чистую простыню, ввести обезболивающее средство, чтобы предупредить шок.
  6. Обожженного необходимо срочно транспортировать в медицинское учреждение.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях последовательность оказания первой помощи обожженным.

Ø Деятельность учителя

Обращает внимание учащихся на действия, которые не следует делать при ожогах. Демонстрирует слайд № 4.

Ø Деятельность учащихся

Отмечают в рабочих тетрадях действия, которые нельзя делать при ожогах.

Ø Деятельность учителя

Знакомит учащихся с определением понятия “отморожение”, рассказывает о классификации отморожений. Демонстрирует слайды № 5 и № 6.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях определение понятия “отморожение” — повреждение тканей человека под влиянием холода.

Ø Деятельность учителя

Рассказывает учащимся о правилах оказания первой помощи пострадавшим при отморожении. Демонстрирует слайды № 7 и № 8.

Ø Деятельность учащихся

Записывают особенности оказания первой помощи в рабочих тетрадях:

1) необходимо ввести пострадавшего в ближайшее теплое помещение, снять промерзшую обувь, носки, перчатки;

2) согреть замерзшую поверхность и пострадавшего в целом;

3) растереть замерзшую поверхность от периферии к центру рукой или мягкой шерстяной тканью до появления розового цвета кожи;

4) наложить на отмороженный участок тела стерильную повязку;

5) дать пострадавшему теплое питье;

6) срочно вызвать врача, “скорую помощь” для оказания врачебной помощи и решения вопроса о госпитализации.

Ø Деятельность учителя

Задача учителя при рассмотрении особенностей теплового и солнечного ударов — разъяснить учащимся, что в их основе заложены похожие симптомы, однако солнечный удар имеет более тяжелые последствия. Демонстрирует слайды № 9 и № 10.

Ø Деятельность учащихся

Записывают в рабочих тетрадях определение понятий “тепловой и солнечный удары”.

Ø Деятельность учителя

Демонстрирует учащимся особенности оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Демонстрирует слайд № 11.

Ø Деятельность учащихся

Фиксируют особенности оказания первой помощи в тетрадях:

1) СРОЧНО! Устранить тепловое воздействие;

2) удалить пострадавшего из зоны перегревания;

3) уложить на открытой площадке в тени;

4) дать вдохнуть пары нашатырного спирта с ватки;

5) освободить от верхней одежды;

6) смочить лицо холодной водой, осуществить похлопывание по груди мокрым полотенцем;

7) положить на голову пузырь с холодной водой;

8) вызвать бригаду “скорой помощи”.

  1. Закрепление изученного материала

Ø Деятельность учителя

Предлагает учащимся решить ситуационные задачи.

Задача № 1

У ребенка, пострадавшего на пожаре, на передней поверхности грудной клетки обнаружено покраснение кожи, пузыри, заполненные светлой жидкостью. К коже прилипли лоскутки обгоревшей рубашки. Ваши предположения. Перечислите мероприятия по оказанию первой помощи.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемый правильный ответ № 1: У ребенка ожоги 1-й и 2-й степени.

Первая помощь: 1) наложить на поверхность ожогов стерильную салфетку, пеленку, простынь, ткань; 2) ввести, если возможно, анальгин внутримышечно или дать 2—4 таблетки анальгина; 3) положить поверх салфетки холод (пузырь со льдом, снег в целлофановых пакетах, бутылки с холодной водой); обрабатывать дезинфицирующим раствором раны не следует; 4) дать обильное теплое питье; 5) вызвать “скорую помощь” или срочно доставить в лечебное учреждение (по обстоятельствам).

Ø Деятельность учителя

Задача № 2

Учащийся жалуется на общую слабость, головную боль, головокружение, потемнение в глазах. Целый день, который был очень жарким, провел на спортивной площадке. Ваши предположения. Перечислите мероприятия по оказанию первой помощи.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемый правильный ответ № 2: У учащегося тепловой (солнечный) удар.

Помощь: 1) уложить в тени или прохладном помещении; 2) дать холодное питье; 3) приложить салфетки, смоченные холодной водой, к голове, сосудам шеи, подмышечным и паховым областям; 4) вызвать “скорую помощь” или срочно доставить в лечебное учреждение, сообщить родителям, отправить домой (по обстоятельствам).

Ø Деятельность учителя

Задача № 3

В лыжном походе у одного из участников появились следующие симптомы в области левой ступни ноги: чувство жжения, покалывания с последующим онемением пораженного участка, затем появились кожный зуд и боль. Ваши предположения. Перечислите мероприятия по оказанию первой помощи.

Ø Деятельность учащихся

Предполагаемый правильный ответ № 3: У лыжника отморожение первой степени.

Помощь: 1) необходимо доставить пострадавшего в теплое помещение; 2) следует согреть до покраснения теплыми руками, легким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием; 3) наложить ватно-марлевую повязку; 4) дать теплое питье.

  1. Рефлексия

Ø Деятельность учителя

С целью выяснения самооценки учащихся предлагает им выполнить упражнение “На какой я ступеньке?”.

Раздает бланки с нарисованной на них лесенкой из 10 ступеней. Дает инструкцию: “Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь”.

После того как все нарисовали, сообщает ключ к этой методике:

— 1—4 ступеньки — самооценка занижена;

— 5—7 ступеньки — самооценка адекватна;

— 8—10 ступеньки — самооценка завышена.

Ø Деятельность учащихся

Заполняют бланки ответов и сдают их учителю.

  1. Домашнее задание

Ø Деятельность учителя

Предлагает выполнить следующие задания. Изучить § 48, 49. Ответить на вопросы в конце параграфов. Заполнить таблицу “Характеристика ожогов и отморожении”.

Ø Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание, заполняют дома таблицу.

Характеристика ожогов и отморожении

Травма

Степень

Признаки

Первая помощь

Ожог

I степень

Покраснение, припухлость и болезненность кожи.

Освободить от одежды обожженные места, полить холодной водой; наложить на рану стерильную повязку и отправить пострадавшего к врачу.

II степень

Появление пузырей с жидкостью.

III степень

Омертвление кожи, появление струпа (корки).

IV степень

Омертвление кожи и тканей под ней.

Отморожение

I степень

Потеря чувствительности и побеление кожи.

Поместить пострадавшего в теплое место, дать горячую пищу и питье, укутать одеялами и теплыми грелками. Растирать при I степени спиртом, пои II—IV — наложить стерильную повязку и отправить к врачу.

II степень

Появление пузырей с прозрачной жидкостью.

III степень

Омертвление кожи, образование рубцов.

IV степень

Некроз кожи, мягкой ткани, кости с последующим отторжением.