Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные Metazoa. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных - ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Coelenterata

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Общая характеристика подцарства Многоклеточные животные Metazoa. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных - ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Coelenterata

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; проводить наблюдения, фиксировать их результаты; п. — работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и рисунок); строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение; уметь применять полученные знания в практической деятельности; знать основные принципы и правила отношения к живой природе; овладевать здоровьесберегающими технологиями.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: индивидуальное развитие, лучевая симметрия, кишечная полость, эктодерма, энтодерма, мезоглея, нервная система, рефлекс, стрекательные клетки, почкование, гермафродиты, регенерация', описывать основные признаки подцарства Многоклеточные; называть представителей кишечнополостных, выделять общие черты их строения; объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных; характеризовать признаки более сложной организации кишечнополостных по сравнению с простейшими; осознавать роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, плакаты с изображениями кишечнополостных, в том числе пресноводной гидры (внешний вид, внутреннее строение, передвижение и размножение); поделка “Медуза”.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по опорным понятиям. Проведение проверочной работы с помощью заданий рабочей тетради к главе 3 учебника. Выставление отметок.)

III. Работа по теме урока

1. Общая характеристика многоклеточных животных

(Самостоятельная работа учащихся по изучению материала на с. 51 учебника — прием комментированного чтения.)

2. Общая характеристика кишечнополостных

(Учитель демонстрирует поделку “Медуза”. Угол полиэтиленового или целлофанового пакета розового (голубого) цвета перематывается нитью. Внутри обязательно должен быть воздух. Ниже перемотки оставляется “юбочка” длиной 15 — 20 см, которая нарезается вдоль на ленты. На “куполе” маркером изображается небольшой крестик, как у медузы — крестовика. Поделка помещается в бутылку с широким горлышком и заливается водой. Крышку необходимо плотно закрыть.)

Друзья, давайте поиграем с вами в интересную игру. Представьте, что в этой бутылке находится некое существо. Прошу вас его внимательно рассмотреть и охарактеризовать.

(Учитель переворачивает бутылку вверх дном, “медуза” начинает двигаться).

— Это животное или растение? Почему вы так думаете? (Животное, так как оно движется и окрашено в цвет, не характерный для растений.)

— Это животное можно отнести к простейшим? (Нет, оно слишком крупное.)

— Если простейшие относятся к одноклеточным животным, то это... (многоклеточное животное).

— В какой среде обитает это животное? (Вводной.)

— Какой тип симметрии для него характерен? (Радиальная, или лучевая, симметрия.)

— Для каких животных характерно такое строение? (Для животных, которые ведут прикрепленный или малоподвижный образ жизни.)

— Какое преимущество дает такой тип симметрии? (Животное может захватывать пищу со всех сторон.)

— На какое известное животное похоже это существо? (На медузу.)

Действительно, это макет медузы-крестовичка. Обитает это животное на Дальнем Востоке. Длина щупалец крестовичка может превышать диаметр купола. Количество щупалец — от 50 до 80, и в каждом из них имеются особые органы, вырабатывающие яд. Этим ядом медуза убивает рачков, на которых охотится в прибрежных зарослях.

Медузы — одни из древнейших жителей Мирового океана. В Сибири было открыто около 30 новых уникальных отпечатков ископаемых форм медуз, которые были погребены в слое известкового ила на дне тропического моря, затоплявшего когда-то Центральную Сибирь.

Принадлежат медузы к типу Кишечнополостные. Животные, относящиеся к данному типу, имеют общие черты строения — их тела состоят из двух слоев клеток (наружный слой — эктодерма, и внутренний — энтодерма), а внутри тела находится одна кишечная полость.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите классификацию рассмотренного нами животного.

(Учитель вводит сокращенную запись таксонов.)

Запись в тетради

Ц (царство): Животные —> п/ц (подцарство): Многоклеточные —> т (тип): Кишечнополостные —” к (класс): Гидроидные — в (вид): медуза крестовичок.

Кишечнополостные — водные животные. В настоящее время к этому типу принадлежат около 9 тыс. видов. Это одиночные формы (актинии, медузы, гидры) и колониальные формы (кораллы различных видов, образующие колонии из нескольких сотен и даже тысяч особей).

3. Образ жизни и строение. Жизненные процессы

Познакомимся с еще одним представителем типа Кишечнополостные — пресноводной гидрой.

Эти маленькие (около 1 см длиной) животные обладают потрясающей жизнестойкостью. Исключительную живучесть обыкновенной гидры продемонстрировал в XIX в. швейцарский ученый Авраам Трамбле: с помощью свиной щетинки он вывернул гидру наизнанку. Она продолжала жить, как ни в чем не бывало, только эктодерма и энтодерма стали выполнять функции друг друга.

Давайте запишем классификацию гидры.

Запись в тетради

Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Кишечнополостные —> к: Гидроидные -> в: гидра пресноводная.

(Учитель демонстрирует плакат с изображением пресноводной гидры. Рассказывает о строении и образе жизни этого животного. Учащиеся тезисно записывают информацию в тетради, а также основные понятия. Затем учитель проводит фронтальный опрос. Ученики могут использовать иллюстрации учебника, свои записи. Вопросы и задания выводятся на экран.)

Вопросы к классу

— Почему пресноводные гидры встречаются в водоемах со стоячей или слабопроточной водой и не живут в реках с быстрым течением? (Гидры ведут сидячий (прикрепленный) образ жизни. Они прикрепляются своим телом к растениям или ко дну. Реки с быстрым течением погубили бы маленьких гидр.)

— В наружном слое клеток (эктодерме) есть стрекательные клетки различных типов. Одни из них обладают крапивными свойствами, другие имеют только длинную нить. Какие функции выполняют стрекательные клетки? (Защита и нападение на добычу.)

— К телу сидящей гидры прикоснулись соломинкой. Гидра изменила свою форму — стала короткой и толстой. Потревожен один небольшой участок, а в ответ сократился весь организм. Как называется данная реакция гидры? В чем ее причина? (Рефлексом. Сигнал, полученный всего одной клеткой, распространяется по всей нервной сети.)

— Как объяснить, что из 1/200 части тела гидры может восстанавливаться целый организм? (Благодаря интенсивному делению промежуточных клеток.)

— Как называется это свойство организма? (Регенерация.)

— Мышечные волоконца в кожно-мускульных и пищеварительно-мускульных клетках гидры имеют разную направленность. В эктодерме они расположены параллельно поверхности тела, в энтодерме — перпендикулярно к ней. Какое значение для жизнедеятельности гидры это имеет? (При сокращении мускульных волокон, расположенных вдоль оси тела, гидра укорачивается, а при сокращении мускульных волокон, расположенные поперек, — сужается.)

— Банку с гидрами ученик 7 класса Саша Иванов с наступление холодов поставил в неотапливаемое помещение. Через несколько дней гидры в банке исчезли. Предполагая, что гидры погибли, Саша вылил воду из банки. Какую ошибку он допустил? (При наступлении неблагоприятных условий гидры начинают размножаться половым путем, образуя зиготы. Эти покрытые плотной оболочкой оплодотворенные яйцеклетки очень малы и не видны невооруженным глазом.)

— Что произошло бы, если банка с гидрами была перенесена в теплое место? (Из зигот развились бы новые молодые гидры.)

— Абраам Трамбле в книге “Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в форме рогов” писал: “Я бросил в сосуд, где находилась плотва, одного полипа. Рыба сначала приблизилась к полипу и схватила его, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу же выбросила его, как будто бы питая к нему отвращение”. О каком полипе писал Трамбле? Объясните описываемое явление. (Возможно, этот полип был гидрой. На концах жгутиков имеются стрекательные клетки. При касании рыбы они активизировались, чем и вспугнули рыбку.)

— Второй подвиг Геракла — это победа над Лернейской гидрой. У этого чудовища было девять огнедышащих голов, и если отрубали одну, на ее места вырастала другая. Как называется этот процесс? Если бы Геракл сражался с пресноводной гидрой, какие трудности у него могли возникнуть? (Гидра может восстанавливаться, утратив даже 199/200 части своего тела.)

— Каких признаков достаточно для характеристики кишечнополостных? (Наличие стрекательных клеток, кишечной полости и двух слоев клеток — эктодермы и энтодермы.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

(Учитель подводит итоги работы на уроке, отмечает самых активных учеников.)

Сегодня мы познакомились с двумя представителями типа Кишечнополостные. Этот тип представлен двумя жизненными формами: полипами, к которым относятся, например, актинии, и медузами. О разнообразии кишечнополостных мы поговорим на следующем уроке, но для этого мне необходима ваша помощь. Предлагаю разделиться на несколько творческих групп. В этом составе вы подготовите небольшие сообщения о различных кишечнополостных.

Домашнее задание

1. Прочитать § 12, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме представителя кишечнополостных (на выбор), записать его классификацию.

3. В составе творческих групп подготовить сообщения на тему “Разнообразие кишечнополостных”.