Влияние человека на животных - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год

Влияние человека на животных - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; использовать различные информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; осознавать необходимость охраны животных и среды их обитания; применять полученные знания в практической деятельности.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: косвенное и прямое влияние человека на животных, Красная книга, заповедники; описывать формы влияния человека на животных; оценивать результаты влияния человека на животных с этической точки зрения; устанавливать взаимосвязь между численностью отдельных видов животных и их взаимоотношениями в природе.

Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, иллюстративные материалы, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

II. Проверка домашнего задания

(Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить какой-либо термин. Следующие ученики по цепочке продолжают давать определения понятий.)

— Определите, сколько видов и сколько особей представлено списке. Для того чтобы произвести правильный расчет, нужно вспомнить определение вида.

2 воробья домовых 2 воробья полевых

2 голубя сизых, 2 голубя породы дутыш 2 пары кур домашних 2 глухаря, 2 тетерева обыкновенных*

2 мыши домовые, 2 мыши белые 2 мыши лесные 2 крысы серые 2 крысы черные 2 зайца-беляка, 2 зайца-русака*

2 кролика диких, 4 кролика домашних 2 восточноевропейские овчарки, 2 лайки 2 домашние лошади, 2 домашних осла*

Животные, указанные в одной строке, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, за исключением тех, которые обозначены знаком “*” (они тоже скрещиваются, но дают стерильное потомство).

Ответ: видов — 16, особей — 44.

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Когда человек распахивает новые земли, вырубает леса, добывает полезные ископаемые, он, вольно или невольно, воздействует на природу. Животные вынуждены покидать привычные места обитания, некоторые виды не могут приспособиться к новым условиям и вымирают.

В природных сообществах все виды тесно взаимосвязаны, зависят друг от друга. Часто человек вмешивается в биоценозы, уничтожая в них какой-либо один вид, или, наоборот, привносит в сообщество нехарактерных для него животных. Когда в Австралии и Новой Зеландии фермеры стали разводить привезенных из Европы кроликов и коз, то эти травоядные превратили плодородные луга в полупустыни. Сократилась численность животных, ранее обитавших в густой траве или выводивших там свое потомство. А некоторые животные вымерли.

Влияние человека на животных можно разделить на косвенное и прямое. Косвенное влияние заключается в изменении мест обитания животных. При прямом влиянии человек просто уничтожает определенные виды животных. Губительное воздействие человека на природу привело к тому, что в настоящее время вымирание видов животных происходит в 100 раз быстрее темпа, соответствующего нормальному процессу эволюции. За последние 500 лет полностью вымерло 844 вида животных и растений.

2. Устный журнал

(Учитель предоставляет дополнительный материал, а каждый ученик готовит небольшой фрагмент общего рассказа.)

Мы подготовили свою “Черную книгу” — список вымерших по вине человека животных.

(Рассказ сопровождается демонстрацией рисунков животных.)

Тур — парнокопытное животное рода настоящих быков. Вымер в результате хозяйственной деятельности человека и интенсивной охоты. Последняя популяция погибла в лесах недалеко от деревни Якторово (Польша) в 1627 г.

Дронт (додо) — птица семейства голубиных, обитавшая на острове Маврикий. Утратила способность летать, так как не имела природных врагов. Европейские колонисты истребляли ее из-за вкусного мяса, а привезенные моряками свиньи, кошки и обезьяны разоряли гнезда дронтов, располагавшиеся на земле. Последние упоминания относятся к 1662 г.

Маврикийский чубатый попугай — птица семейства Попугаевых. Сохранилось следующее описание этого вида, сделанное в 1601 — 1602 гг. (рисунок хранится в библиотеке Утрехта): “Основной цвет — серо - голубой. Массивный клюв, на голове имелся выраженный хохолок. Крылья относительно тела непропорционально короткие”. Предположительно чубатый попугай не мог летать, только вспархивал. Исчез в период колонизации острова европейцами по тем же причинам, что и дронт. Последнюю птицу видели в 1638 г.

Морская, или стеллерова, корова — млекопитающее отряда сирен. Обитала только у побережья Командорских островов. Напоминала ламантина и дюгоня, но была намного крупнее их. Большие стада этих животных плавали у самой поверхности воды, кормясь морской капустой (ламинарией). Вкусное мясо морских коров активно употреблялось в пищу европейскими моряками и колонизаторами. Стеллерова корова была полностью истреблена всего за 30 лет, несмотря на впечатляющие размеры популяции.

Стеллеров баклан — птица отряда пеликанообразных, семейства баклановых. Эта птица, обитавшая на Командорских островах, не умела летать и двигалась как пингвин. Команды проходящих мимо островов судов ловили бакланов из-за вкусного мяса, живыми набивали трюмы кораблей и везли на продажу. По дороге часть птиц гибла, часть употреблялась в пищу самой командой, и только 200 птиц из тысячи продавались. Считается уничтоженным к середине XIX в. По неподтвержденным сведениям, последнюю пару стеллеровых бакланов видели в 1912 г.

Птица Моа — представитель вымершего отряда бескилевых птиц. Внешне походила на страуса. Обитала в Новой Зеландии. Была истреблена аборигенами маори около 500 лет назад.

Хохлатый толстоклювый голубь — вид птиц семейства голубиные. Обитал на острове Шуазель (Соломоновы острова). Был открыт и описан английским натуралистом А. С. Миком в 1804 г. Голубь большую часть времени проводил на земле, а на ночлег устраивался на нижних ветках деревьев. Вымер к середине XX в. Основной причиной исчезновения хохлатого голубя стали завезенные на остров кошки и вырубка лесов под плантации кокосовой пальмы.

Странствующий голубь — вид семейства голубиных. Когда-то многомиллионные стаи этих птиц летали в небе Северной Америки. Завидев пищу, голуби как саранча бросались вниз, начисто уничтожая фрукты, ягоды, орехи, насекомых. Подобная прожорливость вызывала раздражение колонистов. Кроме того, голуби были очень хороши на вкус. В одном из романов Фенимора Купера описано, как при приближении стаи голубей все население городов и поселков высыпало на улицы, вооружившись рогатками и ружьями. Убитых голубей закладывали в погреба-ледники, кормили ими собак или просто выбрасывали. Устраивались даже соревнования по стрельбе по голубям. Последний странствующий голубь, по кличке Марта, умер в зоопарке в 1914 г.

Квагга — непарнокопытное животное, подвид зебры. Обитала на юге Африки. Спереди квагга имела полосатую расцветку, как у зебры, сзади — гнедой окрас. Буры — потомки голландских поселенцев в Южной Африке — добывали кваггу ради ее прочной шкуры. Последняя квагга была убита в 1878 г.

Бескрылая гагарка — нелетающая птица из отряда ржанкообразных, семейства чайковых. Гнездилась на северных островах Атлантического океана. Добывали гагарок ради мяса и пуха, а также для продажи коллекционерам. Последние бескрылые гагарки были убиты на небольшом острове около Исландии в 1844 г.

На Магадаскаре были истреблены птицы семейства эпиорнисовые, на Фолклендских островах - фолклендская лисица, в Австралии и Тасмании — сумчатый волк.

Только в XX в. человечество пришло к выводу, что истребление редких видов животных может наносить непоправимый ущерб природе. Однако первые попытки сохранения видов часто оказывались неудачными. В частности, это было связано с тем, что зоологи пытались реанимировать вид, имея в своем распоряжении всего одну — две пары особей.

Вклад в изменение этой ситуации внес Джеральд Дарелл. Он стал первым человеком, превратившим зоопарк в институт разведения редких видов животных. Для восстановления численности исчезающего вида требуется как минимум несколько пар неродственных особей. Условия содержания и пища должны быть подобраны для каждого вида индивидуально. Положительный итог достигается в том случае, если особей становится достаточно много для успешного переселения их в естественную среду обитания либо в аналогичную среду (если естественная среда уничтожена человеком). Таким образом уже спасено множество видов животных.

Для спасения редких, но еще не стоящих на грани вымирания животных создаются заповедники. В России такая работа проводится в недостаточном объеме, а заповедники часто охраняются не слишком хорошо. В итоге мы можем навсегда потерять такое исчезающее животное, как дальневосточный леопард.

Существуют также проекты генетического воссоздания видов с помощью сохранившихся образцов ДНК, но пока ни один из них не реализован.

(Ученики читают стихотворение Роберта Рождественского “Монолог царя зверей” по строкам.)

Человек!

Ты послушай царя

Терпеливых зверей

И прости, что слова мои

Будут звучать не по-царски.

“Я — последний из львов,

Но пускай за меня говорит

Лань в объятьях капкана,

Ползучего смога громадность

И дельфинья семья,

За которой неделю подряд

С вертолета охотился ты,

Чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

Хлебнувший отрав,

Муравейник сожженный,

Разрытые норы барсучьи,

Оглушенная семга,

Дрожащий от страха жираф,

И подстреленный лебедь,

И чайки по горло в мазуте.

Пусть они голосят,

Вопрошая карающий век.

Пусть они стороною

Обходят любую машину...

Ты — бесспорно, вершина природы,

Мой брат Человек,

Только где и когда

Ты встречал без подножья вершину?

Ты командуешь миром.

Пророчишь. Стоишь у руля.

Ты — хозяин! Мы спорить с тобой

Не хотим и не можем.

Но без нас — ты представь —

Разве будет Землею Земля?

Но без нас — ты пойми —

Разве море останется морем?

Будут жить на бетонном безмолвье

Одни слизняки,

Океан разольется

Огромной протухшею лужей.

Я тебя не пугаю,

Но очень уж сети крепки,

И растет скорострельность

Твоих замечательных ружей.

Все твое на планете,

А нашего нет ничего.

Так устроена жизнь —

Мы уже лишь на чучела сгожи.

Зоопарки твои превосходны —

Да жаль одного:

Мы в твоих зоопарках

Давно на себя не похожи...

Так устроена жизнь.

Мы поладить с тобой не могли,

Нашу поступь неслышную

Тихие сумерки спрячут.

Мы уходим в историю

Этой печальной Земли,

Человечьи детеныши

Вспомнят о нас и заплачут.

Мы — пушистые глыбы тепла.

Мы — живое зверье.

Может, правда, что день ото дня

Мир становится злее.

Вот глядит на тебя

Поредевшее царство мое,

Не мигая глядит,

И почти ни о чем не жалея,

И совсем ничего не прося,

Ни за что не коря,

Видно, правда, что в хоботы,

Ласты и когти

Судьба не дается.

Я с седеющей гривы

Срываю корону царя

И реву от бессилья...

А что мне еще остается?

Домашнее задание

1. Прочитать § 4, повторить основные термины.

2. Подготовить материал для изготовления плакатов, посвященных ученым-зоологам.

Дополнительный материал

Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных по вине человека:

1) нарушение среды обитания;

2) чрезмерный промысел животных и охота в запрещенных зонах;

3) интродукция (акклиматизация) чуждых видов;

4) прямое уничтожение с целью защиты сельскохозяйственной продукции;

5) случайное (непреднамеренное) уничтожение;

6) загрязнение окружающей среды.

Нарушение среды обитания различных видов животных и растений происходит вследствие вырубки лесов, распашки степей и залежных земель, осушения болот, создания водохранилищ и т. д. Антропогенные воздействия коренным образом изменяют условия размножения диких животных, пути их миграции. Так, в калмыцких степях в 1950-е гг. практически исчезли сайгаки из-за интенсивного перевыпаса домашнего скота, развития сети ирригационных каналов, перерезавших естественные пути миграции животных. Тысячи сайгаков утонули в каналах, устроенных на пути их передвижения. В 1960 —1970-е гг. ценой больших усилий калмыцкая популяция сайгака была восстановлена. Ее численность превысила 700 тыс. голов. Однако в настоящее время сайгака в калмыцких степях стало значительно меньше, а его репродуктивный потенциал (способность к размножению и воспроизведению плодовитого потомства) потерян.

Чрезмерная добыча животных служит главной причиной сокращения численности крупных млекопитающих (слонов, носорогов и др.) в странах Африки и Азии. Высокая стоимость слоновой кости на мировом рынке приводит к ежегодной гибели около 60 тыс. слонов. Однако и мелкие животные уничтожаются в немыслимых масштабах. На птичьих рынках больших городов европейской части России ежегодно продаются сотни тысяч мелких певчих птиц. Объем международной торговли дикими птицами превышает 7 млн экземпляров. Причем большая часть пернатых погибает либо в дороге, либо вскоре после прибытия.

Третьей по важности причиной сокращения численности и исчезновения видов животных является интродукция (акклиматизация) чуждых видов. Многочисленны случаи вымирания аборигенных (коренных) видов или их угнетения из-за влияния на них завезенных видов животных или растений. Можно привести примеры негативного влияния в нашей стране американской норки на местный вид — европейскую норку, канадского бобра — на европейского, ондатры на выхухоль и т. д.

Другая причина снижения численности и исчезновения животных — прямое их уничтожение для защиты сельскохозяйственной продукции и промысловых объектов (гибель хищных птиц, сусликов, ластоногих, койотов и др.). В центральных областях России при ручном скосе травы па лугах гибнет 12—15% полевой дичи, при использовании конных косилок - 25-30%, при механизированной уборке сена - 30-40%. На полях от сельскохозяйственной техники гибнет до 60—70% всего поголовья зайчат, много выводков птиц. В целом гибель дичи на полях при сельскохозяйственных работах превышает объем ее добычи охотниками в 7-10 раз.

В результате строительства гидротехнических плотин в русле Волги полностью ликвидированы нерестилища лососевых рыб (белорыбицы) и проходной сельди, а площади осетровых рыб сократились до 400 га, что составляет 12% от прежнего нерестового фонда в Волго — Ахтубинской пойме.

Гибнут животные и от загрязнения окружающей среды (почвы, воздуха) пестицидами, нефтью и нефтепродуктами, свинцом и другими токсичными веществами.