Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Биология универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами - Самостоятельная подготовка к ЕГЭ

Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания - ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Представления о развитии природы высказывали еще такие античные философы, как Аристотель и Гераклит (IV в. до н.э.). Так, Аристотель в своих трудах писал, что человек и животные имеют единый план творения, а Гераклит считал, что все живое произошло из неживого. В Средние века в науке господствовали метафизические представления, согласно которым природа постоянна, неизменна и изначально создана Богом так, как мы ее видим. В XVIII в. оформился трансформизм — учение об изменяемости видов животных и растений. Накопление фактических знаний привело к появлению систематики, создателем которой был великий шведский натуралист и врач Карл Линней (1707-1778). Наименьшей систематической единицей Линней считал вид; виды объединялись в отряды, отряды — в классы. К. Линней разделил всю живую природу на два царства — животные и растения и ввел бинарную номенклатуру — двойные латинские названия (например, Ribes rubrum — смородина красная).

Первая эволюционная теория была разработана в начале XIX в. Жаном Батистом Ламарком (1744-1829). В 1809 г. он пишет свой основной труд «Философия зоологии» (1809). Согласно Ламарку, жизнь возникла в виде простых элементов, затем начался длительный процесс постепенного усложнения организации от низших форм к высшим. Этот процесс Ламарк назвал «градацией». Таким образом, Ламарк признавал изменчивость видов и прогрессивное усложнение организации живых организмов. Движущими силами эволюции Ламарк считал стремление живых особей к совершенству, а также влияния внешней среды, в результате которых все возникающие изменения оказываются полезными и передаются по наследству. В соответствии с теорией Ламарка, один вид может постепенно переходить в другой, то есть вид ареален. К безусловным заслугам Ламарка относится разработка общей схемы прогрессивного развития природы. Однако представления о движущих силах эволюции и вывод об ареальности видов были ошибочными.

Эволюционные представления высказывали и многие русские ученые XVIII-XIX вв. (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев и др.). Зоолог К. Ф. Рулье за 15 лет до появления эволюционного учения Ч. Дарвина писал о вытеснении одних видов другими вследствие борьбы за источники пищи.

Однако в учениях предшественников Ч. Дарвина не были решены две основные проблемы: превращение одной органической формы в другую (то есть проблема возникновения из одного вида другого вида) и проблема целесообразности органических существ (то есть почему каждая новая органическая форма оказывается приспособленной к окружающим условиям).

В конце 50-х гг. XIX в. Ч. Дарвин и независимо от него А.Р. Уоллес обосновали принцип естественного отбора и представление о борьбе за существование как механизме этого отбора.

В 1859 г. Ч. Дарвин (1809-1882) в своем гениальном труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» писал, что главной движущей силой эволюции является естественный отбор на основе наследственной изменчивости.

Таким образом, теория эволюции путем естественного отбора основана на двух положениях:

1) Для всех живых существ характерна изменчивость. Для эволюции ведущее значение имеет наследственная изменчивость. В благоприятных условиях существования небольшие различия между особями одного вида не очень заметны и не играют существенной роли. Однако в неблагоприятных условиях даже небольшие наследственные изменения могут оказаться решающими и определить, какие особи популяции погибнут, а какие — выживут.

2) Наследственная изменчивость дает материал для эволюционного процесса. Полезен ли возникший признак для вида, определяется естественным отбором. Естественный отбор, по Ч. Дарвину, — это совокупность природных процессов, обеспечивающих выживание наиболее приспособленных особей и их потомства, а с другой стороны — прекращение размножения и гибель наименее приспособленных особей. В основе естественного отбора лежит борьба за существование. Ч. Дарвин выделял три формы этой борьбы: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды.

По Ч. Дарвину, борьба за существование — это один из основных факторов эволюции. Дарвин использовал этот термин в широком метафорическом понимании, а не буквально. В борьбе за существование выживают и продолжают свой род те особи, которые могут передать своим потомкам набор признаков, позволяющих наилучшим образом приспособиться к данным условиям существования.

Влияние учения Ч. Дарвина на развитие биологической науки чрезвычайно велико, так как Дарвин впервые предложил естественнонаучное объяснение эволюции. Он установил движущие силы эволюционного процесса: наследственную изменчивость и естественный отбор, в основе которого лежит борьба за существование. Дарвин предложил объяснение процессов видообразования и причин многообразия видов в природе, а также выяснил, каким образом человек создает новые сорта и породы живых существ.

Большой вклад в развитие биологической науки на основе учения Дарвина внесли К. А. Тимирязев, В. О. Ковалевский, А. О. Ковалевский, И. И. Мечников, И. П. Павлов, Н. И. Вавилов, А. Н. Северцов, И. И. Шмальгаузен, С. С. Четвериков и другие отечественные ученые.

В целом значение теории эволюции для развития естествознания состоит в том, что на базе эволюционного учения начали перестраиваться такие науки, как эмбриология, физиология, палеонтология, начала развиваться систематика на основе установления родственных связей и происхождения систематических групп. Экспериментальное изучение естественного отбора привело к развитию генетики, экологии и других новых направлений в биологии.