Контрольная работа № 4 к разделам 6.4

Биология 6 класс - Проверочные и контрольные работы

Контрольная работа № 4 к разделам 6.4

Вариант 3. Учени...______________­________________

1. Умение понимать смысл биологических терминов.

Необходимый уровень. Соедини понятия (слева) с их определениями (справа).

Главный корень


Междоузлие


Соцветие

Расстояние между двумя узлами

Цветоложе

Скопления близко посаженных цветков

Программный уровень. Допиши недостающие определения к оставшимся понятиям.

Максимальный уровень Сформулируй своими словами, что такое пикировка.________________­________________________



2. Умение приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

Необходимый уровень. Соедини факторы среды с теми процессами жизнедеятельности цветковых растений (в рамках), на которые эти факторы влияют.

Свет •

Температура •

Вода •

Воздух

Передвижение питательных веществ


Образование хлорофилла



Программный уровень. Допиши к оставшимся факторам их значение в жизни цветковых растений.

Максимальный уровень. Укажи ещё одну пару «фактор среды - значение», не рассматриваемую на уроке.



3. Умение определять основные органы растений.

Необходимый уровень. Прочитай текст и определи, о чём идёт в нём речь.



Стебель плоский и укороченный, называемый донцем. На донце располагаются видоизменённые листья-чешуи. Наружные чешуи сухие, кожистые, а внутренние - белые, мясистые и сочные. В них отложены запасы сахара. В пазухах этих чешуй на донце расположены почки: одна или несколько. От донца вниз развиваются придаточные стебли, образуя мочковатую корневую систему.

Программный уровень. Найди и подчеркни в тексте подтверждение твоего мнения.

Максимальный уровень. Приведи доказательства, не рассматриваемые на уроке.



4. Умение определять основные органы растений.

Необходимый уровень. Выбери фрагменты фраз, характеризующие соцветие. В схеме ответа рядом с буквами поставь нужные цифры.

Схема ответа: А1, Б ..., В ..., Г ..., Д ..., Е ..., Ж ..., 3 ...

А1. Соцветия ... . А2. Плод ... . Б1. ... видоизменённые части цветка. Б2. ... группы цветков, расположенных на растении в определённом порядке. В1. ... цветки, собранные так, становятся более заметными для насекомых. В2. ... образуется в результате изменения завязи цветка после опыления и оплодотворения. Г1. ... приспособление для опыления ветром. Г2. ... защищает семя растения от высыхания, дождя и других неблагоприятных условий. Д1. ... привлекает животных, которые, поедая их, способствуют расселению семян. Д2. ... могут быть простыми и сложными. Е1. ... выглядят по-разному, но схема их устройства проста: цветки располагаются на видоизменённом стебле, который называется осью. Е2. ... бывают сухие и жёсткие, мягкие и сочные. Ж1. ... содержат много семян или одно. Ж2. ... различаются длиной цветоножек, толщиной и длиной оси, расстоянием между местами прикрепления цветоножек к оси. З1. ... выделяют несколько типов: зерновка, семянка, ягода, костянка, коробочка и др. З2. ... выделяют несколько типов: кисть, щиток, колос, зонтик, початок и др.

Программный уровень Укажи 2-3 признака соцветия.

И________________­______________­___________________

К________________­______________­___________________

Л________________­______________­___________________

Максимальный уровень. Укажи ещё один признак, не рассматриваемый на уроке.________________­______________­___________________



5. Умение объяснять строение и жизнедеятельность живого организма; использовать в быту элементарные биологические знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства.

Необходимый уровень. Соедини изображённый орган с фразами, характеризующими его значение для растения и человека.

Является источником питательных веществ для побегов и цветов

Закрепляет растение

Является источником кислорода

Является опорой для других органов: цветков и листьев

Является источником растительных жиров

Впитывает питательные вещества

Программный уровень. Напиши 2-3 примера значения корня для человека и растения.________________­______________­________________



Максимальный уровень. Напиши ещё 1-2 примера значения корня для человека и растения, не рассматриваемые на уроке.________________­______________­___________________



Контрольная работа № 4 к разделу 6.4

Вариант 1. Учени...______________­____________________

1. Умение понимать смысл биологических терминов.

Необходимом уровень. Соедини понятия (слева) с их определениями (справа).

Почка

Образовала] венчиком и чашелистиками или только венчиком

Околоцветник


Корневая система

Побег на ранней стадии развития

Боковые корни


Программный урoвень. Допиши недостающие определения к оставшимся понятиям.

Максимальный уровень Сформулируй своими словами, что такое интегумент.________________­____________________________



2. Умение приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

Необходимый уровень. Соедини приспособления семян со способами их расселения (в центре).

Яркий плод


Волоски


Питательные вещества


Лёгкость


Колючки


Животные

Человек



Ветер



Пушинки



Сочный плод



Крылатки


Липкие


Парашютики

Программный уровень. Укажи1-2 пары «приспособление-способ расселения».



Максимальный уровень. Укажи ещё одну пару «приспособление-способ расселения», не рассматриваемую на уроке.



3. Умение приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

Необходимый уровень. Прочитай текст и определи, какой способ опыления характерен для этих растений.



Для того чтобы пыльца попала на рыльца женских цветков, её должно быть очень много. Пыльца обычно очень мелкая, компактная, сухая, не липкая. Целые облака жёлтых пылинок взлетают вверх и разносятся во все стороны. Большей частью пыльца не попадает на рыльца. Её сбивают капли дождя, она оседает на листья и кору деревьев, на почву, траву, серовато-жёлтой плёнкой покрывает лужи, пруды. В воде пыльца набухает и лопается, в сухом воздухе она пересыхает и теряет жизнеспособность. Лишь очень малое количество её прилипает к рыльцу, покрытому клейкой массой. Диаметр отдельной пылинки не превышает нескольких тысячных долей миллиметра.

Программный уровень. Найди и подчеркни в тексте подтверждения твоего мнения.

Максимальный уровень. Приведи доказательства указанного процесса, не рассматриваемые на уроке.________________­______________­___________________



3. Умение различать основные группы живых организмов.

Необходимый уровень. Запиши по одному доказательству того, что каждый из выделенных отделов относится к высшим растениям.

Мхи

Хвощи

Голосеменные
















Программный уровень. Приведи ещё 2-3 доказательства для каждого отдела.

Максимальный уровень. Допиши по одному доказательству для каждого отдела, не изученному на уроках.

4. Умение находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение.

Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые помогут доказать, что высшие растения по сравнению с низшими имеют значительные преимущества, и отметь их знаком +.

[ ] Высшие растения - сложноустроенные многоклеточные организмы, приспособленные главным образом к жизни в наземной среде. [ ] Высшим растениям характерно чередование полового и бесполого поколений. Клетки высших растений, содержащие хлорофилл, способны к фотосинтезу. [ ] Тело (бесполое поколение) большинства высших растений расчленено на органы. [ ] В органах высших растений имеются сосуды или трахеиды. [ ] Органы высших растений защищены от неблагоприятных воздействий окружающей среды клетками покровной ткани.

Программный уровень. Определи, доказательством чего являются оставшиеся фразы.____________________________



Максимальный уровень. Приведи доказательства преимущества высших растений, не рассматриваемые на уроке.



5. Умение использовать в быту элементарные знания основ медицины, сельского и лесного хозяйства.

Необходимый уровень. Выбери те фразы, которые указывают на значение голосеменных в жизни человека, и отметь их знаком +.

[ ] Наращивают слой почвы. [ ] Источник смолы. [ ] Являются источником пищи для животных. [ ] Хороший утеплитель в домах. [ ] Строительный материал. [ ] Используются при прокладке железных дорог (шпалы).

Программный уровень. Укажи, какие особенности голосеменных обеспечивают это значение в жизни человека.________________­______________­________________



Максимальный уровень. Допиши ещё одно положение, не рассматриваемое на уроке.