Обобщение и повторение по теме «План и карта» - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Обобщение и повторение по теме «План и карта» - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по изученной теме.

Оборудование: карточки с заданиями, атласы, карта полушарий, топографические материалы, бочонки в мешочке для игры «Лото», таймер.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Подготовительный этап

Класс делится на группы по четыре-пять человек. На роль ведущего можно пригласить старшеклассника. Группы выбирают капитана, название команды, связанное с темой раздела «План и карта», вариант приветствия команды, вопросы к гейму «Ты — мне, я — тебе». Группы заранее готовятся к гейму «Темная лошадка». К музыкальному гейму нужно приготовить номер от зрителей.


II. Организационный момент

Команды занимают свои места. Ведущий объясняет правила игры, знакомит с ее этапами.


III. Проведение игры

1. Приветствие команд


2. Разминка

1. Как на плане местности изображается колодец?

2. Прибор, с помощью которого можно определить азимут.

3. Чем отличается изображенный на плане местности деревянный мост от металлического?

4. Угол между направлением на север и какой-либо предмет на местности.

5. Основные стороны горизонта.

6. Условные линии на плане, соединяющие точки с одинаковой высотой.

7. Прибор для определения относительной высоты.

8. Высота точки земной поверхности над уровнем океана.

9. Самая длинная параллель.

10. Условные линии, соединяющие полюса.

11. Условные линии, параллельные экватору.

12. Условные точки, через которые проходит воображаемая земная ось.

13. Угол между экватором и параллелью.

14. Какая бывает широта относительно экватора?

15. Самая большая долгота.

16. Точка с координатами 90° с. ш.

17. Уменьшенная модель Земли.

18. Изображение Земли на плоскости.

19. Форма Земли.

20. Степень уменьшения или увеличения изображения в сравнении с величиной объекта.

21. Условное расстояние точки от нулевого меридиана в градусах.

22. Линия, делящая земной шар на Северное и Южное полушария.

23. Условное расстояние от точки до экватора в градусах.


3. «Заморочки из бочки»

Капитаны достают бочонок из мешочка, если выпал «счастливый случай», то объявляется музыкальная пауза.

Вопросы

1. Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг? (На Северном полюсе.)

2. Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает теней от домов? (С севера на юг.)

3. Где находится точка, широта и долгота которой 0°? (В Гвинейском заливе Атлантического океана.)

4. В поход учащиеся шли по азимуту 90°. В каком направлении они будут возвращаться обратно? По какому азимуту? (На запад. По азимуту 270°.)

5. Определите, на запад или на восток двигались туристы, если известно, что с правой стороны дороги на обочине снег уже начал таять, а на левой обочине он пока лежал сугробами. (На восток.)

6. Чему будет равна площадь квадрата, построенного в масштабе 1:300 000? (9 кв. км.)


4. «Ты — мне, я — тебе»

Вопросы готовят члены команд и задают друг другу.


5. Музыкальный гейм

Выступают ученики-зрители.


6. «Темная лошадка»

Можно пригласить родителей или старшеклассников и приготовить вопросы по ориентированию на местности.

Вопросы

1. Если в 15 ч направить часовую стрелку на солнце, какая цифра на циферблате будет показывать юг? (2.)

2. Как по стволу сосны определить стороны горизонта? (Северная сторона ствола более темная, южная — светлее. Это объясняется тем, что на северной стороне ствола влага испаряется медленнее, из-за чего кора сосны темнеет.)

3. Всегда ли по мхам и лишайникам на коре деревьев можно определить стороны горизонта? (Примерный ответ. Мхи и лишайники растут на северной стороне ствола лиственных деревьев. На стволах же хвойных деревьев они произрастают не только на северной стороне, а почти в одинаковой мере со всех сторон, особенно в нижней части дерева.)

4. В каком месте Земли нельзя верить магнитной стрелке, вследствие того что она намагниченным концом показывает на юг, а другим концом — на север? (Между магнитным полюсом Северного полушария и северным географическим полюсом намагниченный конец стрелки направлен к первому, т. е. на юг, а другой конец — на север.)


7. «Гонка за лидером»

Для проведения этого гейма необходимо раздать топографические материалы зрителям и командам.

Задания

1. Определите высоту сечения.

2. Определите наибольшую и наименьшую высоту.

3. Определите относительную высоту объекта.

4. В каком направлении от населенного пункта X находится объект У?

5. Определите масштаб карты.

6. Из каких пород состоит лес?

7. Назовите глубину реки.

8. В каком направлении течет река?

9. Какова высота деревьев в лесу?

10. Определите тип покрытия шоссе.

11. Определите характер дна реки.

12. Видно ли от объекта N объект Т?

13. Определите форму рельефа, изображенную на карте.

14. Какой мост изображен на карте?


8. Подведение итогов и награждение

За ответы учеников во время игры следует поставить оценки.


Домашнее задание

Подготовить сообщения о земной коре, ядре, мантии.

Задания для любознательных учащихся

1. Можно ли определить масштаб карты, если он на ней не обозначен?

2. Моряки нашли бутылку, в которой оказалась записка с просьбой о помощи потерпевшим кораблекрушение. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 37... ш. и ...в. на остр... нов ... ердам. Найдите на карте местонахождение потерпевших крушение.

3. В том месте Северного полушария, где находится корабль, солнце в полдень стоит над горизонтом под углом 53° 30'. В этот же день полуденное солнце находится в зените на 12° 20' с. ш. На каком градусе широты находится корабль?

4. Можно ли где-либо на земном шаре видеть солнце в полдень на севере? Можно ли где-либо на территории России когда-нибудь видеть Солнце на севере?

5. В пустыне Намиб (Южная Африка) в июне заблудившийся путешественник видит отбрасываемую им тень впереди себя. В каком направлении ему нужно двигаться, чтобы прийти к ближайшему океаническому побережью?

6. Вычислите высоту солнца в полдень в городе Антофагаста (23° 5' ю. ш., 70° з. д.) на 22 июня. (Солнце 22 июня находится в Северном полушарии, его лучи падают отвесно на 23° 30'с. ш. — Северный тропик. Высота солнца над горизонтом вАнтофагасте составляет 90(23° 30' + 23° 30') = 43°.)

7. Где зайдет солнце, если оно взошло точно на востоке?

8. Все ли точки на земном шаре имеют широту и долготу?

9. Где на Земле дуют только южные ветры?


ВАРИАНТ 2

I. Организационный момент

Эпиграф: «Карта — альфа и омега географии» (Н. Н. Баранский).


II. Повторение. Проверка домашнего задания

Ученик отвечает на вопросы на с. 36 учебника. Учащиеся имеют листы с правильными ответами на группу. Ответ корректируется и оценивается членами группы. Они также проверяют правильность выполнения своего домашнего задания.

Примерные ответы

1. Высота Уральских гор с севера на юг изменяется неравномерно: сначала увеличивается, затем снижается и на юге снова увеличивается.

2. Ответ зависит от того, в каком населенном пункте проживают учащиеся.

3. Глубже южная часть моря.

4. Выше Африка, т. к. в Африке самая высокая точка имеет высоту 5895 м, а в Австралии — 2230 м.

5. Абсолютная высота горы Джомолунгма при повышении уровня океана на 10 м понизится на 10 м, а при понижении уровня океана на 12 м высота Джомолунгмы увеличится на 12 м и будет равна 8860 м.


III. Изучение нового материала

План

1. Значение карт и планов.

2. Различие планов и карт.

3. Обобщение знаний и умений по теме «План и карта».

(Ознакомление со значением планов и карт можно провести в форме аукциона.)

— Где человеку в жизни нужны планы и карты? Кому и для чего необходимы планы и карты? Кто последний назовет область применения карт и планов, тот и выиграл.

Варианты ответов

(Если какой-либо ответ вызывает удивление или недоумение учащихся, учителю необходимо пояснить его.)

1. Карты и планы нужны врачам, чтобы определить причину болезни и вылечить людей. На юге России люди очень часто страдали от болезни щитовидной железы, так называемого зоба. Когда нанесли на карту места, где чаще всего встречалось это заболевание, оказалось, что это горные районы. Взяли анализы воды, почв, растений и выяснили, что в них очень мало йода. Это и стало причиной болезни. Чтобы избавиться от нее, стали добавлять в поваренную соль йод. На пачках с солью вы, наверное, видели надпись «йодированная соль».

2. Туристы используют карты и планы, чтобы не заблудиться в дороге.

3. Геологам карты и планы необходимы, чтобы искать полезные ископаемые.

4. Строители используют карты и планы при прокладке и строительстве дорог.

5. Карты нужны при поиске воды.

6. При подготовке прогноза погоды специалисты-синоптики используют карты погоды — синоптические карты.

7. Военным обязательно нужны карты, чтобы знать, где противник, где наступать войскам (где пройдет техника, где болото и нужно строить переправу, а где есть мост).

8. Водителям необходимы дорожные карты.

9. Моряки, летчики используют карты.

10. У пожарных должны быть карты города, чтобы они могли определить самый короткий путь до места пожара.

— Ребята, а кому из вас приходилось пользоваться картами или планами?

— Как в XXI в. можно получить и уточнить карты? (С помощью самолетов, спутников, космических кораблей.)

Карты можно быстро уточнять с помощью космических снимков и аэрофотоснимков. Существуют также электронные карты, которыми можно пользоваться с помощью компьютеров.

— В чем отличие и сходство карт и планов? По каким признакам будем их сравнивать? (Ученики предлагают: по условным знакам, по сторонам горизонта, по изображаемой площади.)

Занесем наши данные в таблицу.


Признаки сравнения

План

Карта

Масштаб

Крупный

Мелкий

Подробность изображения

Подробное изображение

Высокая степень генерализации

Условные знаки

Разные

Разные

Стороны горизонта

Север - верхняя рамка, юг — нижняя, запад — слева, восток — справа

Север - юг - по меридианам, запад — восток — по параллелям

Изображаемая площадь

Небольшая

Может быть вся поверхность Земли

Используемая проекция


Коническая, цилиндрическая и др.


(Ученики работают в командах и отвечают на вопросы, обсуждая их в группе.)

— Для чего нужен масштаб?

— Какие виды масштаба вы знаете?

— Переведите численный масштаб в именованный:

1) 1:2 500 000 (в 1 см — 25 км);

2) 1:300 (в 1 см — 3 м);

3) 1:80 000 000 (в 1 см - 800 км);

— Что такое азимут?

— Чему равен азимут направления на север, на юг, на северо-восток?

— Азимут равен 90°, определите направление, по которому надо двигаться. По какому азимуту вы будете возвращаться?

— Подпишите на рисунке широту и долготу точек в полушариях (с. ш., ю. ш., з. д., в. д.).



(Работа по вопросам учебника на с. 37.)


Ответы

1. От Северного полюса до Южного 180°, в каждом градусе 111 км. 111 км х 180° = 19 980 км.

2. а) на юге; б) на востоке; в) на северо-востоке.

3. Самый северный — Евразия, самый южный — Антарктида.

4. От острова Пасхи до экватора по масштабу 5 см, в 1 см 800 км, расстояние (800 км х 5 = 4000 км), а по градусной сетке 28° ю. ш., в 1° — 111 км, 111 км х 28° = 3108 км.

5. а) Ниагарский водопад; б) устье реки Параны или город Буэнос-Айрес; в) водопад Виктория; г) вулкан Гекла.

6. а) 78° с. ш., 105° в. д.; б) 10° с. ш., 52° в. д.; в) 66° с. ш., 168° з. д.; г) 39° ю. ш., 147° в. д.

7. Гора Джомолунгма (Евразия) — 28° с. ш., 87° в. д.; гора Килиманджаро (Африка) — 4° ю. ш., 38° в. д.; гора Косцюшко (Австралия) — 36° ю. ш., 148° в. д.; гора Аконкагуа (Южная Америка) — 33° ю. ш., 70° з. д.; гора Мак-Кинли (Северная Америка) — 63° с. ш., 151° з. д.; точка 5140 м (Антарктида) — 78° ю. ш., 85° з. д.

8. Полюсов, т. к. в этих точках пересекаются все меридианы.

9. а) Дели выше Пекина; б) Мехико выше Бразилии.

10.

Показатели

План

Карта

Глобус

Форма

Плоская

Плоская

Шарообразная

Величина изображенной территории

Небольшая

От части страны до всего мира

Вся поверхность Земли

Масштаб

Крупный

Мелкий

Мелкий

Условные знаки

Единичные, внемасштабные

Другие, послойная окраска

Схожи с физической картой