ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

География 6 класс - Технологические карты уроков по учебнику Т. П. Герасимовой - 2015 год

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА - ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИИ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о форме, внутреннем строении и размерах Земли, географических картах как особом источнике информации, их разнообразии по масштабу и содержанию; создать условия для формирования умений работать с глобусом, систематизировать карты по масштабу и содержанию, анализировать физические, политические, экономические карты

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику: Виды географических карт, содержание географических карт

План урока

1. Форма и размеры Земли.

2. Глобус - модель земного шара.

3. Географическая карта - изображение Земли на плоскости.

4. Виды и значение географических карт.

5. Современные географические карты

Основные понятия

Форма и размеры Земли, глобус, легенда карты, физические, политические, экономические, контурные карты, генерализация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе, сравнивать разнообразные по масштабу и содержанию карты, объекты и расстояния, обозначать их на контурной карте.

Получат возможность научиться объяснять географические следствия формы и размеров Земли, выделять главные признаки понятия “географическая карта” как особого источника информации, классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения познавательных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность их выполнения

Осознают ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира.

Овладевают умениями ориентироваться на местности; использовать один из “языков” международного общения - географическую карту





Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Подготовка к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают тему урока, пытаются самостоятельно формулировать цели

Фронтальная работа


II. Актуализация знаний

Беседа. Работа по рис. 18, с. 28

Организует беседу и работу по рис. 18, с. 28 (Приложение 1)

Знакомятся с новой информацией, соотносят ее с имеющимися знаниями о форме Земли

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Работа по теме урока с текстом учебника

Организует самостоятельную работу учащихся по тексту учебника, п. 2, с. 27, с последующим обсуждением вопросов: “Каковы размеры Земли в сравнении с размерами Солнца и других планет Солнечной системы? Почему для сравнения выбраны именно эти планеты?”

Самостоятельно изучают текст и участвуют в обсуждении

Фронтальная и индивидуальная работа

Устные ответы, индивидуальная работа в тетрадях

Составление плана “Роль формы и размеров Земли”

Рассказывает о роли формы и размеров Земли и организует деятельность учащихся по составлению плана рассказа (Приложение 2)

Самостоятельно составляют план

Индивидуальная работа

Письменная работа в тетрадях

Работа с глобусом

Организует работу с глобусом (Приложение 3)

Осмысливают информацию, выполняют задания

Работа в парах или группах

Устные ответы, задания

Работа с электронным приложением к учебнику “Виды географических карт, содержание географических карт”

Организует работу с электронным приложением к учебнику “Виды географических карт, содержание географических карт”. Комментирует слайды, задает вопросы:

1) Каковы главные признаки понятия “географическая карта”?

2) Что такое генерализация?

3) Чем топографический план отличается от географической карты по масштабу, размерам изображенной территории, содержанию?

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию

Фронтальная работа

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Составление схемы “Виды географических карт”

Организует работу по тексту учебника, п. 2, с. 30-31. Определяет задания по практическому использованию составленной схемы (Приложение 4)

Составляют схему “Виды географических карт”, выполняют задания

Индивидуальная работа

Проверка выполнения задания в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания. Нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задания

Индивидуальная работа

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

§ 8, 9, выполнить задание в контурных картах

Конкретизирует домашнее задание:

- В контурных картах полушарий укажите ось, Северный полюс, Южный полюс, экватор, меридиан

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


Приложение 1

Беседа

- Какую форму имеет наша планета? Приведите известные вам доказательства шарообразности Земли.

- Кто первым привел доказательство шарообразности Земли? (Аристотель.)

- Кто первым измерил величину земного шара? (Эратосфен.)

Он измерил длину дуги меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану. Она оказалась равной почти 40 000 км, что близко к действительности.

В связи с развитием знаний о Земле представления о ее размерах и форме получили четкие доказательства.

В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:

Экватор - 40 075 км.

Меридиан - 40 009 км.

Окружность - 40 000 км.

Экваториальный радиус - 6378 км.

Полярный радиус - 6357 км.

- Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеального шара? (Нет.)

- Почему?

- На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?

- В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)

Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом. (Геоид значит землеподобный.)

Приложение 2

Составление плана “Роль формы и размеров Земли”

(По ходу рассказа учителя обучающиеся составляют план и записывают его в тетрадь.)

Форма и размер Земли имеют большое географическое значение. Шарообразная фигура Земли обусловливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления - образование нескольких тепловых поясов. Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с другими факторами (размеры и масса Земли, определенное расстояние ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение природных процессов и явлений по направлению от экватора к полюсам.

Размер и масса Земли предопределяют такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.

Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком положении Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскаленную пустыню, при более отдаленном - приобрести постоянный ледяной панцирь.

Приложение 3

Работа с глобусом

(Один глобус на каждой парте, если есть такая возможность, или один на группу из 5-6 человек.)

Глобус - объемная модель Земли. Он показывает шарообразную (геоидную) форму нашей планеты. На глобусе материки (показ материков); океаны (показ на глобусе), острова (показ), реки (показ) и другие объекты Земли изображаются в неискаженном виде, сохраняя свою форму, длину, площадь, в отличие от карт. Направления на глобусе совпадают с направлениями на Земле.

У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно надписывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие: 1 : 50 000 000, то есть в 1 см - 500 км, истинное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для определения расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки) (рисунок в атласе, с. 12).

Задания:

1) Покажите СП, ЮП, экватор, меридиан, ось.

2) Назовите размеры Земли.

3) Покажите масштаб на глобусе и просчитайте его.

4) Покажите на глобусе: Евразию, Россию, Москву.

5) Вычислите расстояния: от Москвы до Санкт-Петербурга, протяженность Уральских гор.

Приложение 4

Задания по практическому использованию составленной схемы

Работа с картами (карты на доске: физическая карта полушарий, физическая карта России, политическая карта мира, экономическая карта России).

Задания:

1) Рассмотрите карты. Назовите их.

2) Что общего в них, чем они отличаются?

3) Какой вид карт мы не рассмотрели? (Контурные карты.)

4) В чем их отличие, зачем они созданы?