ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

География России - Природа 8 класс

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ - ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ - ПРИРОДА

Задачи: сформировать понятие «почва», раскрыть значение почв в природе и жизни людей; показать научный подвиг и значение работ В. В. Докучаева; познакомить с особенностями почвообразовательного процесса, научить объяснять роль почвообразующих факторов; изучить структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу; развивать навыки самостоятельного анализа предложенных источников информации.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Изучение новой темы следует начать с систематизации ранее усвоенных знаний о почве. Вопросы для беседы по опорным знаниям:

• Что такое почва?

• Из каких частей она состоит?

• По каким признакам различаются плодородные и неплодородные почвы?

• Из курса географии материков вспомните, какие почвы жаркого и умеренного поясов относятся к плодородным, а какие к неплодородным?

• Какие мероприятия проводятся с целью повышения плодородия неплодородных почв?

Обобщая ответы учащихся, учитель дает определение почве (оно записывается в тетрадь), называет главное свойство почвы.

Учитель. Почва - это верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до 2-3 м), обладающий плодородием.


II. Получение новых знаний.

1. Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика о развитии русского почвоведения и о вкладе В. В. Докучаева в науку о почвах.

«Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего исходил из своего собственного опыта. В России изучение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».

Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».

К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Материалов накопилось много, и надо было свести массу разнородных сведений в единую систему. Значит, нужна классификация. Но что должно лечь в её основу? Как произошли почвы? Почему они разные? Что является основной причиной образования различных типов почв? Вопросов перед Докучаевым стояло много.

Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия природных факторов: климата, материнской породы, растительности и животных, а также рельефа. Эти знания стали классическими и входят теперь во все учебники».

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. - С. 87-88.)

«В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, основатель научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.

В. В. Докучаев доказал, что почвы на территории России и на всем земном шаре распределяются закономерно. Он определил основные почвообразующие факторы и установил их роль в образовании почв. Докучаев показал, что почва - это особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе. Почва обладает плодородием, благодаря чему на ней могут жить и развиваться растения».

(Бенькович Т. М. и др. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - С. 84.)

2. Сущность сложного процесса почвообразования лучше воспринимается школьниками, если используется схема «Условия почвообразования».

Учитель. Почва образуется в течение длительного времени из поверхностных слоев горных пород под совместным воздействием рельефа, климата, воды, животных, растений, микроорганизмов и деятельности человека.

Перечислив почвообразующие факторы, учитель устанавливает роль каждого из них в отдельности.

Учитель. Процесс почвообразования начинается с физического и химического выветривания горных пород. При физическом выветривании породы разрушаются, измельчаются, но это еще не почва. Только с появлением жизни на Земле началось почвообразование. Таким образом, особая роль принадлежит биологическому выветриванию. Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительностью и животными организмами при достаточном количестве тепла и увлажнения.



Велика роль микроорганизмов - бактерий, микроскопических водорослей, грибов, которые разрушают горные породы, изменяют их химический состав, выделяя в процессе жизнедеятельности кислоты и другие вещества, а также ускоряют реакции разложения органических остатков животных и растений на минеральные вещества.

Растительный опад, попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуется в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.

На плодородие почвы оказывает влияние количество солнечного тепла, поглощенное поверхностью, годовое количество, режим и виды осадков, увлажнение местности, продолжительность летнего периода.

Животные - землерои, дождевые черви, муравьи, беспозвоночные - разрыхляют и удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Разрыхлением животные способствуют проникновению в почву воздуха, влаги и лучшему её нагреванию. Дарвин считал, что почва есть результат деятельности животных, и рекомендовал называть её животным слоем. Им подсчитано, что каждый червь перерабатывает в течение года около 0,5 га почвы, а количество их на площади в 1 га составляет в среднем 75 тысяч.

Конечный этап почвообразовательного процесса в течение длительного геологического времени характеризуется накоплением почвенного перегноя (гумуса), количество которого в почве определяет её плодородие. Известно, что все почвы можно разделить на две группы - плодородные и неплодородные. В России самыми плодородными почвами являются черноземы степей с содержанием гумуса 7-10 %. К неплодородным почвам относятся подзолистые почвы лесной зоны (содержание гумуса 2,5-4 %).

Таким образом, все факторы природы во взаимодействии и целостности влияют на образование почвы. Докучаев утверждал, что «...почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, результат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительностью и животными организмами и возрастом страны - с другой».

Очень важно показать учащимся, что не только почвообразующие факторы оказывают влияние на почву, но и почва может влиять на природные компоненты.

Учитель. Влияние почв на рельеф выражается в следующем: почвенный покров предохраняет горные породы от разрушения, препятствуя таким образом образованию эрозионных форм рельефа. Не закрепленные корнями растений почвы подвергаются интенсивной ветровой и водной эрозии, которая постепенно охватывает все более глубокие горизонты горных пород. Их разрушение и снос приводят к образованию разветвлённой сети оврагов, которые затрудняют обработку почв.

Аккумулируя солнечное тепло, почвы оказывают отепляющее воздействие на климат.

Велико значение почв в формировании растительного покрова. Рост и развитие растений, их видовой состав и биомасса зависят не только от климата и рельефа, но и от степени плодородия почв.

3. На этом этапе урока рассматривается почвенный профиль. Схему строения почвенного профиля учащиеся могут рассмотреть на с. 93 учебника, поэтому повторять её изображение в тетрадях не обязательно. Определение «почвенный профиль» школьники самостоятельно выписывают в тетрадь (с. 94-95 учебника).

Учитель. До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт - гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозем, бурозем, серозем). Докучаев ввел такие названия, как луговые почвы, солонцы и т. д. Он доказал, что при формировании почв образуются почвенные горизонты, которые характеризуют строение почвы. Различные типы почв, как правило, имеют сходный почвенный профиль, состоящий из четырех почвенных горизонтов. Горизонты связаны между собой перераспределением веществ и влаги. Они отличаются друг от друга окраской, структурой, химическим составом. На схеме они обозначаются латинскими буквами: А1 - горизонт перегноя (гумуса), А2 - горизонт вымывания, В - горизонт вмывания, С - почвообразующая горная порода.

С краткой характеристикой почвенных горизонтов ученики могут познакомиться, используя раздаточный материал «Строение почвенного профиля». При изготовлении раздаточного материала учитель может взять за основу текст учебника Раковской Э. М., Бариновой И. И. Природа России. 1995 г. (§ 19, с. 90-91). После этого можно задать учащимся несколько вопросов на повторение.

• Из каких горизонтов состоят почвы?

• По какому признаку их можно различить на почвенном профиле?

• Как образуется гумус?

• От чего завис его мощность?

• Какие почвообразугощие процессы происходят в горизонтах вымывания и вмывания?

4. Изучение новой темы завершается вопросом о классификации почв по структуре и составу.


Классификация почв

По структуре

По составу

Структура почвы - это различные по форме и величине комочки почвы, в которые склеены почвенные частицы.

I. Структурные почвы.

Диаметр почвенных комочков в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую структуру, таковы, например, черноземы. Структурные почвы плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Воздух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и развитию растений

1. Глинистые.

2. Суглинистые.

Эти типы почв являются влагоемкими, они содержат достаточное количество элементов питания. Наиболее благоприятны для земледелия.

3. Песчаные.

Бедны гумусом, маловлагоемкие и хорошо водопроницаемые.

4. Супесчаные.

Обычно бесструктурные, бедные гумусом и элементами питания. Требуют улучшения физических и химических свойств при использовании в земледелии

II. Бесструктурные почвы. Состоят из пылеватых частиц с диаметром от 0,001 до 0,5 мм. Это малоплодородные почвы, так как во время дождей они образуют мелкую вязкую массу, в которую очень медленно проникает воздух. После высыхания на поверхности почвы образуется плотная корка, которая препятствует поступлению воздуха и влаги к корням растений и тем самым замедляет их рост и развитие



При наличии времени можно предложить учащимся определить механический состав почвы самостоятельно. Для этого понадобится небольшое количество сухой почвы и вода. Лучше проводить этот опыт как демонстрацию.

Возьмите на листочек картона немного почвы, разотрите её и увлажните до получения «теста». Теперь попытайтесь скатать из него шнур и свернуть его в кольцо. Если шнур не получится - почва песчаная, если шнур получился, но кольцо распалось - почва суглинистая, если получился шнур и кольцо - почва глинистая.


III. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления полученных знаний:

1) Что такое почва?

2) Чем почва отличается от горной породы?

3) Как различаются почвы по содержанию перегноя?

4) Как почвы различаются по механическому составу?

5) Как почвы различаются по структуре?

6) С какой целью необходимо знать механический состав и структуру почвы?

7) Какие компоненты природы принимают участие в формировании почв?

8) Какую роль выполняют растения, животные, тепло и увлажнение, горные породы в почвообразовательном процессе?

9) Объясните, как климат и растения влияют на накопление гумуса в почве.

10) При каких климатических условиях в почвах не происходит накопления гумуса в достаточном количестве?

11) Докажите, что геологическое время - важный почвообразовательный фактор.


IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 15, ответить на вопрос № 4, с. 95 письменно.