«Русская (Восточно-Европейская) равнина»

География 8 класс - Поурочные планы

«Русская (Восточно-Европейская) равнина»

Цель: формирование представлений о взаимосвязи природы и человека на примере Русской равнины; познакомить обучающихся с особенностями географического положения и рельефа Русской равнины; отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой; развивать умения анализировать карты и делать выводы; создать условия для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, физическая карта Восточно-Европейской (Русской) равнины; атласы, учебники, контурные карты; типовой план изучения природного региона; репродукции картин русских и советских художников; палех, вологодское кружево, поделки из бересты, Павлово-Посадские платки (для оформления выставки).

Ход урока

I. Орг. момент (активизация интереса)

Сообщение учителем темы и цели урока.

Представление выставки - беседа с учащимися.

Учитель предлагает рассмотреть слайды: картины И. И. Шишкина, И. И. Левитана, выставку прикладных видов искусства народов России, проживающих на территории Восточно-Европейской (Русской) равнины.

Учащиеся читают стихотворения М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, С. Есенина, И. Тютчева в сопровождении музыки П. И. Чайковского “Времена года”.

Вопросы учащимся:

1. Какие чувства возникают у вас при рассмотрении картин, прослушивании стихотворений, музыки?

2. Какими качествами должен обладать народ, сумевший создать такие работы?

3. Какой зрительный образ равнины возникает?

Учитель фиксирует высказывания учащихся, заполняя таблицу:


Характеристики поделок

Черты характера

Характеристики условий проживания

Яркие

Красивые

Из натуральных материалов

Трудоемкие и др…

Неторопливость

Открытость

Трудолюбие

Доброта, душевная теплота

Талант

Религиозность и др…

Масштабность (величина территории)

Красота

Равнинность ландшафта и др…


Вывод: На Русской Равнине веками развивались культура и хозяйство многих народов. Именно отсюда отправились в далекие края на восток и север русские землепроходцы. На Русской равнине расположены самые древние и славные города России, проходили исторические битвы с монголо-татарами, тевтонскими рыцарями, армией Наполеона, немецко-фашистскими захватчиками. Прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации.

Демонстрация слайдов: архитектурные памятники Пскова. Владимира, Москвы, Волгограда, Санкт-Петербурга и т. д.


II. Изучение нового материала

Учитель: На этом уроке нам предстоит с географической точки зрения познакомиться с Русской равниной. Поможет нам в решении данной задачи типовой план изучения природного региона (оформлен на доске):

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТК (В уч. на с. 281):

Географическое положение.

Геологическое строение и рельеф.

Климат.

Почвы.

Внутренние воды.

Растительный и животный мир.

Природные зоны.

Памятники природы.

Проблемы хозяйственного использования природных ресурсов региона.

Данный план основан на принципе взаимосвязи компонентов природы и позволяет сохранить логику географического исследования.

Организация самостоятельной работы

Учащимся предлагается обсудить:

1. Географическое положение Русской равнины.

Где находится Русская равнина? Как она выделяется на физической карте? Каковы ее естественные рубежи?

Определить протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток: от 70° с.ш. до 45° с.ш., от 20° в.д. до 58° в.д.

Сделать вывод о географическом положении равнины, отвечая на вопросы:

· Какое место в России и мире Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает по площади территории? (По площади территории равнина уступает в мире лишь Амазонской низменности, крупнейшая в России)

· Определив географическое положение, предположите, каковы климатические условия на территории Русской равнины? (Равнина расположена в пределах субарктического и умеренного типов климата)

· С какими природными объектами граничит? (Находится на северо-востоке Европы, на севере омывается Баренцевым и Белым морями, затем граница совпадает с государственными границами России и Финляндии, на юге омывается Черным, Азовским и Каспийским морями, на востоке расположены Уральские горы)

· Какие природные зоны встречаются на ее территории? (Природные зоны на территории равнины: тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни, пустыни)

Важной особенностью равнины являются размеры ее территории, которые обусловили разнообразие форм рельефа, климатических условий и природных комплексов. Это явление подтверждается известным вам принципом взаимосвязи природных компонентов на земле. Необходимо отметить, что существует мнение о взаимосвязи природных условий, видов деятельности населения и характера людей. Так характер человека, выросшего в горах, отличается от характера жителя равнин, для которого характерна созерцательность, открытость, задумчивость, степенность. Такая взаимосвязь приводит к появлению своеобразных культурных традиций территории.



Сегодня мы вспомнили все природные компоненты, взаимодействие которых определяет неповторимость Русской равнины. Давайте более подробно остановимся на изучении рельефа Восточно-Европейской (Русской) равнины.


2. Геологическое строение и рельеф.

Учащиеся получают задания провести анализ физической и тектонической карт и конкретизировать предложенную характеристику согласно следующим вопросам:

Чем можно объяснить равнинность рельефа изучаемой территории? Какой источник знаний поможет нам понять эту причину?

Какие участки земной коры называют платформами? Какие формы рельефа располагаются на платформах?

Проявляются ли внутренние процессы земной коры на платформах?

Учитель, фиксируя ответы обучающихся, заполняет схему на доске:



По тектонической карте определите части Русской платформы, которые отличаются от всей остальной территории.

Что такое щиты? Какие формы рельефа им соответствуют?

Сравните тектоническую карту с геологической в районе Балтийского щита и Прикаспийской низменности. Где выходят на поверхность самые древние породы и самые молодые? Подумайте, как выглядят эти районы в рельефе на поверхности.

Какие внешние рельефообразующие процессы можно наблюдать в настоящее время на платформах и какие формы рельефа они образуют?

Что вы знаете о влиянии оледенения на характер рельефа?

Учащийся: (опережающее задание) сообщение о влиянии четвертичного оледенения на процесс формирования Русской равнины.


3. Климат.

Для анализа предлагается таблица (раздаточный материал).


Природная зона

Город

Средняя температура, 0С

Средняя годовая облачность, %

Коэффициент увлажнения

января

июля

года

Тундра и лесотундра

Нарьян-Мар

-16,8

12,1

-3,5

76

1,30

Тайга

Пермь

-15,4

18,0

1,3

70

1,25

Смешанные и широколиственные леса

Москва

-10,3

17,8

3,6

64

1,14

Казань

-13,0

20,0

2,7

68

0,72

Лесостепь

Тамбов

-10,7

20,1

4,8

60

0,73

Степь

Саратов

-10,8

21,2

4,9

56

0,43

Полупустыни и пустыни

Астрахань

-7,0

25,2

9,2

50

0.22


Вопросы и задания:

Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца. Как они изменяются?

Определите, как изменяется средняя температура самого теплого месяца. Года?

Как изменяются облачность и увлажнение?

Какую закономерность отражают климатические показатели Восточно-Европейской равнины?

По карте и таблице определите:

Задание 1. По показателям определите природную зону: Среднегодовая температура +3,5 °С, облачность 65%, коэффициент увлажнения 1,1. (Зона лесов.)

Задание 2. Выясните, правильно ли охарактеризована зона степей: средняя температура января - 2,0°, июля - +21 °С, облачность 75%, коэффициент увлажнения 0,8. Какие показатели не соответствуют зоне степей? Почему? (В степи континентальный климат, зимой холодно, морозы, а облачность менее 75% и коэффициент увлажнения меньше)

Задание 3. Сравните климатические показатели Брянска и Самары. В чем причины климатических различий западных и восточных областей равнины?

Задание 4. Какое влияние на климат равнины оказывают арктические и тропические воздушные массы?

Задание 5. Подумайте, влияют ли климатические изменения на растительность и почвы.


4. Внутренние воды.

Работа по карте:

Определите основные речные системы Восточно-Европейской равнины.

Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины.

Объясните, почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона и составляет у Печоры 130 куб.км, а у Дона-30 куб.км, несмотря на то, что длины рек одинаковы, площади бассейнов почти равны и среднее количество осадков в бассейнах этих рек также почти одинаково.

На берегах каких рек и озер расположены города Рязань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск, Новгород?

Какое питание характерно для рек Русской равнины?

Каков режим рек?

Вспомните, почему мы Москву называем портом 5 морей?

Демонстрация слайдов – Река Волга, озеро Селигер, природа Карелии, водопад Кивач, озеро Ильмень.


III. Закрепление материала.

Дополнительные задания на закрепление полученных знаний:

- Как влияет тектоническое строение на рельеф Восточно-Европейской равнины?

- Докажите, что рельеф равнины продолжает изменяться и в настоящее время.

- Почему среди осадочных пород, покрывающих равнину, есть породы как морского, так и континентального происхождения?

- К каким природным изменениям может привести вырубка леса в лесотундре?

- Как изменятся природные условия тундры при чрезмерном ее использовании под пастбища оленей?


IV. Домашнее задание: параграф 27 учебника, закончить работу на контурной карте по обозначению возвышенностей и низменностей, рек и озер Восточно-Европейской (Русской) равнины.