Волго-Вятский экономический район - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

География - Большой справочник для школьников и поступающих в вузы

Волго-Вятский экономический район - ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Состав района: (5 субъектов федерации) — Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Нижегородская обл., Кировская обл.

Площадь — 265,4 тыс. км2, население — 7,65 млн. чел., плотность населения — 29 чел./км2, уровень урбанизации — 70 %.

Население. Плотность населения сравнительно высокая — 29 чел./км2, но территория заселена крайне неравномерно: от 70 чел./км2 в Чувашии до 12 чел./км2 в Кировской обл. Национальный состав населения неоднороден. Доля русских в среднем по району достигает 75 %. В областях русские составляют большинство, но по сравнению с другими экономическими районами, население Волго-Вятского района отличается пониженной долей русских. В республиках Мордовия и Марий Эл их доля также велика (соответственно 60,8 % и 47,5 %), в Чувашской Республике коренная национальность стоит по численности на первом месте (67,8 %). По всей территории района расселены татары.

Численность городского населения составляет 70 %, что всего на 3 % ниже средних показателей по России. Выделяется по своей величине Нижегородская агломерация с общей численностью более 2 млн. чел. Сельское население района постепенно уменьшается.

Хозяйство. Волго-Вятский район, несмотря на то, что имеет небольшую площадь, но граничит с пятью другими экономическими районами. Район пересекает много железных и автомобильных дорог. Большое значение имеет р. Волга. Район хорошо обеспечен водными ресурсами, но беден полезными ископаемыми. Можно выделить только ресурсы фосфоритов в Кировской области, а также залежи торфа на севере района.

Промышленность. Основной отраслью специализации района является машиностроение, в котором выделяют три главные отрасли: транспортное машиностроение (судостроение и автостроение), электротехника и приборостроение. Главную роль играет Нижегородский промышленный узел, в котором сосредоточены крупнейшие предприятия района: судостроительный завод «Красное Сормово», автомобильный завод «ГАЗ», которые имеют кооперационные связи со многими предприятиями района. Некоторые бывшие заводы, принадлежавшие объединению «ГАЗ» теперь самостоятельны и выпускают разнообразную продукцию (автобусы, тягачи, автофургоны, моторы). Волго-Вятский район специализируется также на авиационном и военном машиностроении. Электротехника и приборостроение наибольшее развитие получили в столицах республик. По радиопромышленности выделяются Нижний Новгород, Арзамас, Чебоксары, Йошкар-Ола.

В конце 1980-х г. в Чебоксарах был построен завод промышленных тракторов, выпускающий бульдозеры и трубоукладчики.

Химический комплекс несмотря на то, что представлен собственными ресурсами фосфоритов, в большей степени ориентирован на привозное сырье. Химия представлена предприятиями, вырабатывающими синтетические смолы, пластмассы, минеральные удобрения, серную кислоту, а также двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Кстово и Дзержинске.

Лесной комплекс в структуре хозяйства района находится на главных позициях, использует собственные ресурсы. В районе заготавливается древесина, выпускаются пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, построены крупные целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК), например, ЦБК в Балахне — крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Черная металлургия представлена передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Нижнем Новгороде, Омутнинске. Легкая промышленность представлена большим развитием кожевенных, текстильных и меховых отраслей. Стекольная промышленность (г. Бор) выпускает техническое и оконное стекло. Художественные промыслы развиты повсеместно: хохломская роспись (Семенов), дымковская игрушка (Киров), резьба и роспись по дереву (Городец).

Агропромышленный комплекс. Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство, вблизи городов сформировалась молочно-мясная и овощная специализация. В посевах значительна доля зерновых культур. В южных районах, с высокой плотностью сельского населения, выращиваются трудоемкие культуры (сахарная свекла, хмель), на севере возделывается лен-долгунец. По производству молока на душу населения район стоит на первом месте в стране (350 л). Большая часть продукции сельского хозяйства перерабатывается в пределах района.

Транспорт. Район располагает всеми видами транспорта. Самая главная транспортная магистраль — река Волга, ее участие, также, как и участие других рек значительно в обеспечении внешних и внутренних связей района. Через территорию района проходят железные и автомобильные дороги, соединяющие Центр России и Сибирь.