Реформаторский курс П. А. Столыпина. Попытки его реализации - Накануне краха

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Реформаторский курс П. А. Столыпина. Попытки его реализации - Накануне краха

План урока. 1. Беседа с учащимися для введения новой темы (с использованием «Хрестоматии...»). 2. Объяснение нового материала. 3. Самостоятельная работа учащихся с «Хрестоматией...».

Пояснения к теме. Начиная урок, можно предложить учащимся вернуться к с. 30—31 «Хрестоматии...» и вспомнить, какие основные направления реформ намечал П. А. Столыпин, вступая на пост Председателя совета министров.

Школьники должны проанализировать каждое из положений программы.

1) О свободе вероисповедания.

Указ 17 октября 1906 г. конкретизировал принятый по инициативе Витте указ 17 апреля 1905 г. о веротерпимости. В новом указе были определены права и обязанности старообрядческих и сектантских общин. Но проект этого закона был блокирован Госсоветом.

2) О неприкосновенности личности и о гражданском равноправии в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения.

3) Об улучшении крестьянского землевладения.

4) Об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании.

Обсуждение этого вопроса началось еще в комиссии В. Н. Коковцева в январе 1905 г. Первые законопроекты, подготовленные в результате деятельности комиссии, попали в Думу только в 1911 г. Споры были ожесточенные — только депутаты социал-демократы внесли 162 поправки к законопроекту (впрочем, все они были отвергнуты). В результате было принято два закона — в январе и в июне 1912 г. — о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни.

5) О реформе местного управления.

Предполагалось организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу.

6) О введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также в Северном и Юго-Западном краях.

В мае 1910 г. Дума приняла законопроект о введении земства в 6 западных губерниях (Витебская, Минская, Могилевская, Киевская, Волынская и Подольская). В марте 1911 г. Государственный совет демонстративно отклонил принятый Думой законопроект о западном земстве, Столыпин добился у императора согласия распустить на 3 дня Госсовет и Думу, в течение которых законопроект был проведен. В знак протеста против действий правительства председатель Думы А. И. Гучков подал в отставку.

7) О введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского.

8) О преобразовании местных судов.

9) О реформе средней и высшей школы.

8 февраля 1906 г. отменен циркуляр, закреплявший университеты за учебными округами. 18 марта 1906 г. разрешен прием выпускников коммерческих и реальных училищ в университеты. В начале 1908 г. министром народного просвещения назначается А. Н. Шварц. Он старался избегать внесения законопроектов в Думу, решая все вопросы, по возможности, министерскими циркулярами и распоряжениями. При нем была реорганизована сама структура министерства (в 1909 г.), разработан новый проект университетского устава, направленный на сокращение автономии университетов и ограничение их возможности участвовать в политической жизни, увеличены процентные нормы приема евреев в университеты.

10) О подоходном налоге.

11) О полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиции.

«Не менее важным государственным делом надо считать заботы П. А. Столыпина о реорганизации полиции, вылившиеся в определенный законопроект; к сожалению, 3-я Государственная дума не успела рассмотреть, а 4-я Дума, занятая революционной работой, совсем не удосужилась его обсуждать. Мысль о необходимой реформе полиции возникла у П. А. Столыпина еще в 1906 году. Была организована комиссия под председательством бывшего товарища министра внутренних дел А. А. Макарова, которая выделила для детального обсуждения основных вопросов подкомиссию под председательством директора департамента полиции М. И. Трусевича. Я принял участие в этой комиссии в качестве исполняющего обязанности вице-директора департамента.

С назначением на пост начальника главного тюремного управления я, по высочайшему повелению, был оставлен ее членом, продолжая участвовать в ней и в качестве товарища министра, хотя председателем оставался до конца А. А. Макаров. До моего вступления в члены комиссии последняя выработала законопроект об исключительном положении и неприкосновенности личности. В подкомиссии были собраны все иностранные законодательства и даже инструкционные положения, регулирующие это дело в других государствах, а также составлен сборник всех тех обязанностей, которые лежали на русской полиции и были разбросаны по различным частям свода законов. Исходя из того положения, что полиция исполняет массу функций, не имеющих ничего общего с ее прямым назначением, был выдвинут первый принцип об освобождении ее от этих обязанностей, чтобы дать ей возможность заняться своим прямым делом. Вторым принципом было улучшение материального быта полицейских чинов, в связи с этим необходимым увеличением штатов, поднятие образовательного ценза и уничтожение полной зависимости полиции от личного усмотрения местного начальства. Третьим — объединение полиции и отдельного корпуса жандармов как в центральных, так и в местных учреждениях. Четвертым — согласование действий офицеров отдельного корпуса жандармов с деятельностью чинов судебного ведомства по производству дознаний о политических преступлениях, причем в этом случае функции корпуса жандармов сокращались и восстановлялся порядок, указанный в судебных уставах Императора Александра II. По выработке этих основных положений они были переданы в пленум комиссии, детально рассмотрены, и готовый законопроект был внесен в Государственную Думу».

Курлов П. Г. Гибель императорской России. — М., 1992. — С. 114—115.

12) О мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе.

После разбора становится очевидным, что реально из всей программы удалось провести только аграрную реформу.

Учащимся предлагается объяснить слова: чересполосица, хутор, отруб, круговая порука, а также ознакомиться с документом «Хрестоматии...» (с. 32—34).

Домашнее задание. 1. § 18. 2. Вопрос 2 к параграфу — письменно.