РОССИЯ В КОНЦЕ XVI-XVII в.

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6—7 классы

РОССИЯ В КОНЦЕ XVI-XVII в.

Внутрипредметные связи.

1593-1610 гг. - правление Генриха IV во Франции.

1604 г. - начало колонизации Францией Атлантического побережья Северной Америки.

1607 г. - основание Англией первой колонии в Северной Америке - Виргинии.

План изучения нового материала.

1. Начало правления Бориса Годунова.

2. Лжедмитрий I.

3. Выступление Ивана Болотникова.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Исторические чтения: В. О. Ключевский о Борисе Годунове.

Составление плана-конспекта по рассказу учителя по проблеме: трудности внутренней жизни страны в начале XVII в.

Решение исторической задачи: причина быстрого взлета и падения Лжедмитрия I.


Урок 35. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в.


Внутрипредметные связи.

1587-1633 гг. - правление Сигизмунда III в Польше.

1603-1625 гг. - правление Якова I Стюарта в Англии.

1610 г. - убийство французского короля Генриха IV.

План изучения нового материала.

1. Лжедмитрий II.

2. Начало интервенции.

3. Первое ополчение.

4. На краю гибели.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Словарная работа: понятия «гражданская война», «интервенция».

Составление хронологической таблицы «Основные этапы борьбы русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в.».

Доклад ученика: «Подвиг патриарха Гермогена».

Решение исторической задачи: как Православная церковь содействовала борьбе с иноземными захватчиками?


Урок 36. Второе ополчение. Освобождение России


Внутрипредметные связи.

1611 г. - начало колонизации Уэксфорда, Логфорда и других графств Ирландии Англией.

1610-1643 гг. - Людовик XIII во Франции.

1611-1617 гг. - Мария Медичи - регент при малолетнем Людовике XII.

План изучения нового материала.

1. Создание второго ополчения.

2. Осада Москвы.

3. Земский собор 1613 г. Воцарение Романовых.

4. Уроки Смуты.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление хронологической таблицы «Основные этапы борьбы русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII в.» (продолжение).

Беседа по проблеме: подъем национального самосознания русского народа в начале XVII в.

Решение исторической задачи: какой смысл имеет понятие «соборность»?

Анализ текста учебника по вопросам: какие факты свидетельствуют, что избрание Михаила Романова на российский престол соответствовало законам и обычаям того времени? Каковы уроки Смуты?


Урок 37. Экономическое развитие России в XVII в.


Внутрипредметные связи.

XVI в. - появление капиталистических предприятий в Англии.

План изучения нового материала.

1. Территория и население России в XVII в.

2. Сельское хозяйство.

3. Мелкая промышленность.

4. Мануфактура.

5. Внутренняя торговля. Начало формирования всероссийского рынка.

6. Внешняя торговля.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Анализ материалов учебника и исторической карты по вопросу: определение территории России и ее населения.

Составление таблицы «Сельское хозяйство, мелкая промышленность, мануфактура в XVII в.» по материалам учебника и рассказу учителя.

Словарная работа: понятие «всероссийский рынок».

Беседа по проблеме: есть ли связь между решениями Собора 1613 г. и успехами в экономике страны в XVII в.?


Урок 38. Сословия России XVII столетия


Внутрипредметные связи.

Деление населения во Франции на три сословия.

Деление населения Франции по религиозному признаку: католики и гугеноты.

Деление населения Англии во время революции на кавалеров и круглоголовых.

План изучения нового материала.

1. Землевладельцы и крестьяне.

2. Закрепощение крестьян.

3. Духовенство.

4. Посадские люди.

5. Приказные и приборные люди.

6. Казаки.

7. Ясачные люди.

8. Новые общественные группы.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление таблицы «Сословия в России XVII столетия».

Беседа по проблеме: положение различных сословий в XVII в.

Словарная работа над новыми понятиями урока.


Урок 39. Государственное устройство России XVII в.


Внутрипредметные связи.

1265 г. - возникновение английского парламента.

1302 г. - созыв первых Генеральных штатов во Франции.

1603-1625 гг. - правление Якова I Стюарта в Англии.

1610-1643 гг. - правление Людовика XIII во Франции.

1624-1642 гг. - правление кардинала Ришелье во Франции.

1643-1715 гг. - правление Людовика XIV во Франции.

1625-1649 гг. - правление Карла I в Англии.

1649 г. - казнь Карла I.

1649-1658 гг. - лорд-протектор О. Кромвель.

1660 г. - реставрация Стюартов.

План изучения нового материала.

1. Земские соборы.

2. Боярская дума.

3. Приказы.

4. Местное управление.

5. Самоуправление в России в XVII в. Управление в посадских и сельских общинах.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление таблицы «Высшие органы власти России в XVII в.» по материалам учебника и рассказу учителя.

Решение исторической задачи: справедливо ли мнение, что в истории России до XX в. не было опыта участия в решении государственных дел? Обоснуйте свое мнение.


Урок 40. Внутренняя политика и народные движения середины XVII в.


Внутрипредметные связи.

1649-1650 гг. - ирландская экспедиция О. Кромвеля.

1653 г. - разгром О. Кромвелем Долгого парламента.

1648 г. - предоставление лютеранам и кальвинистам свободы вероисповедания.

1648-1653 гг. - Фронда во Франции.

1661 г. - абсолютная монархия Людовика XIV, подчинение Церкви королю.

План изучения нового материала.

1. Городские восстания.

2. Соборное уложение 1649 г.

3. Медный бунт.

4. Начало церковного раскола.

5. Царь и патриарх.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Беседа по проблемам: возможно ли было избежать народных выступлений в середине XVII в.? Что необходимо было для этого предпринять царю и правительству?

Анализ текста учебника: основные решения Соборного уложения 1649 г.

Составление сравнительно-исторической таблицы: «Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земские соборы в России».

Решение исторической задачи: какие факты свидетельствуют, что в деятельности Земского собора 1649 г. проявилось участие русского общества в решении государственных дел?

Личность в истории: В. О. Ключевский о царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.


Урок 41. Народные движения и внутренняя политика во второй половине XVII в.


Внутрипредметные связи.

1665 г. - «великая чума» в Англии.

1670-1680 гг. - действия ирландских повстанческих отрядов против английских войск.

1679 г. - образование двух политических партий - тори и виги в Англии.

1685-1688 гг. - правление Якова II в Англии, стремление к восстановлению католицизма и неограниченной власти короля.

1688 г. - изгнание Стюартов, «Билль о правах».

1685 г. - отмена Нантского эдикта во Франции. Массовая эмиграция протестантов из Франции. Начало упадка и внутреннего расстройства страны.

1660-1697 гг. - правление Карла XI в Швеции. Утверждение первенствующего значения Швеции в Северо-Восточной Европе.

1640-1688 гг. - великий курфюрст Фридрих Вильгельм, подъем внутреннего благосостояния Пруссии.

План изучения нового материала.

1. Восстание Степана Разина.

2. Правление царя Федора Алексеевича.

3. Стрелецкое восстание 1682 г.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление таблицы «Восстание Степана Разина» (дата; территория; участники; требования восставших; трудности, созданные для страны).

Анализ текста учебника по проблеме: мероприятия правительства Федора Алексеевича в интересах Российского государства.

Творческое задание: работа с родословной династии Романовых, выяснение линии Милославских и Нарышкиных.

Решение исторической задачи: в чем главное различие восстания Степана Разина и Стрелецкого восстания 1682 г.?


Урок 42. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией


Внутрипредметные связи.

1607 г. - основание Англией первой колонии в Северной Америке.

1608 г. - основание Францией Квебека.

1617-1629 гг. - война Швеции и Польши за господство в Прибалтике.

1618-1648 гг. - Тридцатилетняя война.

1621 г. - возобновление войны Испании с Голландией.

1621 г. - взятие Риги Швецией.

1635-1659 гг. - война Франции с Испанией.

1644 г. - захват Пекина маньчжурами.

1649-1650 гг. - Ирландская экспедиция Кромвеля.

1654 г. - присоединение Шотландии к Англии.

1640-1668 гг. - война Португалии за независимость от Испании.

1682-1683 гг. - экспедиция французов против Алжира.

1683 г. - осада турками Вены.

План изучения нового материала.

1. Россия после Смуты. Смоленская война.

2. Западнорусские земли в составе Речи Посполитой.

3. Воссоединение Украины с Россией.

4. Русско-польская война 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие.

5. Принятие в подданство калмыков. Связи со странами Востока.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Беседа по проблемам: как внешняя политика правительства России в XVII в. способствовала укреплению страны, служила ее интересам? Какие задачи остались нерешенными?

Личность в истории: доклад учащегося о начале деятельности Богдана Хмельницкого.

Решение исторической задачи: чем объяснить стремление народа Украины к единению с русским народом?


Урок 43. Сибирь в XVII в.


Внутрипредметные связи.

1606 г. - открытие Австралии; плавание П. Кироса к островам Океании.

1610 г. - путешествие Гудзона в Северную Америку.

1616 г. - плавание У. Баффина в северных морях.

1634 г. - путешествие Ж. Никооле по Северной Америке, открытие озера Мичиган.

План изучения нового материала.

1. Продвижение русских в Сибирь. Жизнь местных народов.

2. Великие географические открытия в Сибири.

3. Историческое значение присоединения Сибири к России.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Беседа по проблеме: народы Сибири, их расселение, основные занятия.

Проведение сравнительного анализа: последствия Великих географических открытий европейцев в Америке и освоение Сибири русскими землепроходцами и мореходами.

Личность в истории: доклады учащихся о героизме русских землепроходцев и мореходов в Сибири.


Урок 44. Русская культура XVII столетия


Внутрипредметные связи.

1571-1630 гг. - И. Кеплер.

1561-1626 гг. - Ф. Бэкон.

1564-1642 гг. - Г. Галилей.

1623-1662 гг. - Б. Паскаль.

1632-1704 гг. - Д. Локк.

1632-1677 гг. - Б. Спиноза.

1646-1716 гг. - Г. Лейбниц.

1643-1727 гг. - И. Ньютон.

1547-1616 гг. - М. Сервантес.

1608-1674 гг. - Д. Мильтон.

1628-1703 гг. - Ш. Перро.

1564-1616 гг. - У. Шекспир.

1562-1635 гг. - Лопе де Вега.

1606-1684 гг. - П. Корнель.

1622-1673 гг. - Ж.-Б. Мольер.

1639-1699 гг. - Расин.

1661 г. - основание Королевской академии танца во Франции.

1669 г. - основание Королевской академии музыки во Франции (Гранд-опера).

1573-1610 гг. - М. Караваджо.

1577-1640 гг. - П. Рубенс.

1599-1641 гг. - А. ван Дейк.

1598-1680 гг. - Л. Бернини.

1594-1665 гг. - Н. Пуссен.

1599-1660 гг. - Д. Веласкес.

1606-1669 гг. - Рембрандт.

1657 г. - оформление ансамбля площади перед собором Св. Петра в Риме.

1668-1689 гг. - строительство Версаля.

План изучения нового материала.

1. Условия развития русской культуры.

2. Образование.

3. Круг чтения. Литература.

4. Зодчество.

5. Живопись.

6. Театр. Музыка.

7. Новые веяния.

Организация учебно-познавательной деятельности.

Составление в процессе урока систематической таблицы «Достижения русской культуры XVII в. «или сравнительной синхронистической таблицы «Достижения русской и зарубежной культуры в XVII в.».

Решение исторической задачи: определить влияние православия на развитие русской культуры XVII в.

Чтение и комментирование отрывков из литературных произведений XVII в.

Творческие задания: доклады учащихся по персоналиям русской культуры XVII в.; макеты архитектурных творений XVII в.


Урок 45. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в конце XVI-XVII в.»


План урока.

1. Борьба русского народа за возрождение Отечества в Смутное время.

2. Возрождение хозяйства страны. Новое в развитии экономики.

3. Возрождение государственной власти в стране. Самодержавная монархия. Местное самоуправление. Сословное устройство страны.


Примерный минимум знаний учащихся по теме


Хронология

7 ноября 1612 г. - освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов.

1613 г. - Земский собор. Начало династии Романовых.

1645-1676 гг. - Царствование Алексея Михайловича.

1649 г. - Соборное уложение. Завершение оформления крепостного права.

1654 г. - Всенародная рада в Переяславле. Воссоединение Украины с Россией.

Внутренняя жизнь страны

Выделять черты Смутного времени конца XVI - начала XVII в.: стихийные бедствия, хозяйственный упадок, гражданская война, интервенция, ослабление и падение государственной власти; указывать, что возрождение страны связано с деятельностью Земского собора; отмечать процесс роста национального самосознания народа в процессе польской интервенции; указывать успехи в хозяйственной жизни государства в XVII в.; называть новые черты в экономике страны: специализация районов по производству товаров, развитие мануфактур и всероссийского рынка (рыночных отношений); характеризовать Великие географические открытия в Сибири; иметь представление о сословном устройстве страны и положении сословий; указывать на окончательное оформление крепостного права в стране и укрепление самодержавной монархии; иметь общее представление о самоуправлении в XVII в.; отмечать патриотическую роль

Православной церкви во время борьбы с интервентами, характеризовать раскол как драматическое событие в истории нашей страны; называть крупнейшие достижения в развитии русской культуры XVII в.

Внешняя политика страны

Указывать на потери России на северо-западной границе и отсутствие выхода в Балтийское море; определять причины российско-польского конфликта в XVII в.; оценивать воссоединение Украины с Россией как историческую необходимость.


СПРАВОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ


Российское государство в XVII в.


Становление самодержавной власти

Царь

Патриарх всея Руси

Земские соборы (сословно-представительный орган)

Боярская дума (аристократический совет)

Приказы (органы центрального управления текущими делами страны) Воеводы (управляют на местах)

Выборные органы крестьянского и посадского самоуправления (старосты, целовальники, земские судейки и др.)

Круг - общая сходка в казацких войсках Дона, Яика, Терека


Экономическая жизнь России в XVII в.


Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Восстановление в 30-40-е гг. к уровню начала XVII в.

Распашка заброшенных и новых земель.

Начало земледелия в Сибири.

Увеличение посевов пшеницы.

Совершенствование конструкции сохи.

Специализация отдельных районов страны по производству сельскохозяйственных продуктов по местным условиям.

Мелкая промышленность:

а) кустарная (домашняя промышленность) - производство для собственных нужд, а не для торговли;

б) ремесло - производство на заказ, для продажи на рынке.

В мелкой промышленности происходит специализация по производству товаров исходя из местных условий, внутри профессии по видам товаров.

Начало мануфактурной промышленности в России. Зарождение буржуазии и наемных рабочих.

Укрепление связей между различными областями страны.

Усиление роли купцов - посредников между производителем и покупателем.

Складывание всероссийского рынка - тесных экономических связей между различными районами страны.


Развитие крепостного права в России XV»XVII вв.


Судебник Ивана III

1497 г.

Иван IV

(начало 80-х гг. XVI в.)

Указы о «заповедных летах»

1597 г., 1607 г.

Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г.

Ограничение права крестьянского перехода в другое село одним разом в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделя после Юрьева дня.

Объявлены «заповедные», т. е. запретные, годы для ухода крестьян.

1597 г. - указ о сыске и насильственном возвращении беглых крестьян в течение 5 лет. 1607 г. - указ о насильственном возвращении беглых крестьян в течение 15 лет.

«А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет».

Окончательное закрепощение крестьян.


Сословия в России XVII в.


Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Вотчинники

Землевладельцы, распоряжавшиеся землей

Вотчинники и помещики несли государеву службу на общих основаниях

Помещики

Владели поместьем за исполнение государевой службы

Крестьяне

Крестьяне вотчинников и помещиков; монастырские и церковные; дворцовые; черносошные (государственные); лично свободные

Работали на земле

Духовенство

Белое (в основном приходские священники);

Черное (монахи)

Церковная служба.

Белое духовенство вносило платежи церковным и светским властям

Посадские люди

Ремесленно-торговое население городов

Платили налоги (тягло)

Приказные люди

Служащие государственных учреждений

Служили в государственных учреждениях. По статусу приравнивались к дворянам

Приборные люди

Стрельцы, пушкари, городовые казаки, проживавшие в приграничных районах и городах

Несли военную, сторожевую службу. Получали государственное содержание

Казаки

Военное население Дона, Яика и Терека

Несли военную службу

Ясачные люди

Нерусские народы: манси, ханты, ненцы, буряты и др.

Платили подать мехами


Раскол в Русской православной церкви


Русская православная церковь

Старообрядчество

Крестное знамение тремя перстами. Произнесение «Аллилуйя!» трижды. Написание имени Спасителя - Иисус.

Крестное знамение двумя перстами. Произнесение «Аллилуйя!» дважды. Написание имени Спасителя - Исус.


Школа и образование в России в XVII в.


Типы школ

Изучаемые предметы и специальности

1. Начальное обучение. «Палаты учительные».

Изучали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику, пение. Учебные книги: Азбука, Славянская грамматика, Букварь.

2. Греко-латинские и профессиональные школы - следующая ступень в обучении. Греко-латинская школа при Андреевском монастыре (1649 г.) Греко-латинская школа при Чудовом монастыре (1653 г.).

Изучали языки, получившие широкое распространение в Европе.

Заиконоспасская греко-латинская школа (1664 г.).

Готовила служащих правительственных учреждений.

Школа при Печатном Дворе (1680 г.).

Готовила переводчиков и специалистов печатного дела.

Медицинская школа при Аптекарском приказе.

Готовила лекарей и фармацевтов.

Ремесленные школы при железоделательных заводах.

Изучали новую технику и готовили специалистов.

3. Высшее образование - Славяно-греко-латинская академия (1687 г.).

Изучали богословие, славянский, греческий, латинский языки, грамматику, теорию поэзии, мораль. Готовили кадры для государственных учреждений


Развитие книгопечатания в России XVII в.


Функции книгопечатания

Московская типография «Печатный Двор»

Важнейшее средство просвещения, распространения научных знаний.

Книга становится доступной широким слоям населения. Ускорилось распространение знаний.

В 1648-1649 гг. на складе типографии имелось 11 450 экземпляров печатных изданий; среди них:

учебные руководства;

руководства по описанию различных трав и их лечебных свойств;

«Книга сошного письма» (об измерении земли);

«Роспись, как начать делать трубу на новом месте» (по бурению скважин);

«Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки»;

«Книга большому чертежу» (перечень городов с указанием расстояний между ними);

«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»;

«Повесть о Горе-Злосчастии».


Отличительные черты колонизации русскими Сибири и Дальнего Востока от колонизации Америки, Азии, Африки европейскими государствами


Основные черты русской колонизации Сибири и Дальнего Востока

Основные черты колонизации Америки, Азии, Африки европейцами

Освоение огромных пространств.

Установление взаимных контактов русских переселенцев и местных жителей.

Умение преодолеть противоречия.

Полное сохранение обычаев и традиций народов Сибири.

Добровольный переход народов под власть московского царя.

Охранительная политика московского правительства по отношению к местным народам.

Истребление населения европейцами.

Уничтожение культурных ценностей аборигенов.

Насилие над верой и традициями местных народов.

Начало работорговли.


Литература России и зарубежных стран в XVII в.


Русская литература

Зарубежная литература

«Повесть о Ерше Ершовиче».

«Повесть о Шемякином суде».

«Сказание Авраама Палицына».

Протопоп Аввакум. «Житие».

Епифаний Славинецкий. «Греко-славяно-латинский словарь» и «Богословско-филологический словарь».

Симеон Полоцкий. «Вертоград многоцветный», «Вирши», «Комедия о блудном сыне».

Сильвестр Медведев. «Епитафии».

Карион Истомин. «Домострой».

М. Сервантес. «Дон Кихот».

Д. Мильтон. «Потерянный рай».

Ш. Перро. «Сказки Матушки Гусыни».

У. Шекспир. «Гамлет», «Король Лир».

Лопе де Вега. «Собака на сене».

Мольер. «Дон Жуан».


Архитектура России и зарубежных стран в XVII в.


Русская архитектура

Зарубежная архитектура

Надстройка башен Кремля шатровыми завершениями.

Главная площадь Москвы стала называться Красной.

Строительство Теремного дворца.

Деревянный дворец в селе Коломенском.

Церковь Покрова Божией Матери в Филях.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле.

Люксембургский дворец в Париже.

Площадь Конвент-Гарден в Лондоне.

Площадь перед собором Св. Петра в Риме.

Дворец Тюильри.

Ансамбль Версаля.

Дом инвалидов в Париже.


Живопись России и европейских стран в XVII в.


Русская живопись

Европейская живопись

Симон Ушаков. «Великий Архиерей», «Спас Нерукотворный», «Троица».

Гурий Никитин, Сила Савин. Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Дмитрий Григорьев, Плеханов с артелью.

Роспись церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе в Ярославле (1694-1695 гг.).

Западное влияние в живописи.

Парсуны - портретное мастерство.

Станислав Лопуцкий. Парсуна царя Алексея Михайловича.

Богдан Салтыков. Парсуна царя Федора Алексеевича.

Караваджо. «Положение во гроб».

А. ван Дейк. «Семейный портрет».

Л. Бернини. «Аполлон и Дафна».

П. Рубенс. «Воздвижение креста».

Д. Веласкес. «Портрет Иннокентия X», «Пряхи».

Рембрандт. «Возвращение блудного сына».


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ


Симеон Полоцкий. Из «Вертограда многоцветного»

Началник.

«Блаженна страна и град той блаженный,

в них же началник благий поставленный,

Горе же граду и стране бывает,

юже началник не благ управляет;

Гнев тамо Божий, где начало злое,

милость тогожде, идеже благое.


Честь.

Родителей на сына честь не прехождает,

аще добродетелей их не подражает.

Лучше честь собою комуждо стяжати,

нежели предков си честию сияти».


Задание и вопрос. Перескажите содержание документа современным языком. В чем его смысл?


Карион Истомин.

Домострой

«Непраздну быти юну подобает,

всякий приличну делу да внимает.

В доме, в торгу, в вотчине, в приказе, -

ремесло свое твори во указе,

Лицем и сердцем являтися благо,

никто же давай знати в себе злаго,

Но во всем честность буди показуя,

не произноси скверна слова буя».


Задание и вопросы. Перескажите содержание этого стиха. Какие качества ценит автор в молодом человеке? Могут ли приведенные стихи показать, какие проблемы волновали россиян вXVII в.?


Новая повесть о преславном Российском царстве

(1610-1611 гг.)

«Станем подражать и подивимся тому великому нашему граду Смоленску, его обороне от Запада, как в нем наша же братия, православные христиане, в осаде сидят и великие всякие страдания и притеснения терпят, но стоят крепко за православную веру, и за святые Божии церкви, за свои души, и за всех нас, а общему нашему супостату и врагу, королю, не покорятся и не сдадутся. Сами знаете, с какого времени сидят и всяческие великие притеснения терпят, но никакой малостью не поступятся и ни на какие их дьявольские соблазны и обещания не польстятся, на те, что обещает им сам наш супостат. И все стоят единодушно, непреклонно и неизменно умом и душою против их соблазнительных ложных обещаний. А душ своих в грехе не потопят и навеки загубить не хотят, но готовы лучше умереть со славой, нежели жить в бесчестии и горе. А какое мужество показали и какую славу и похвалу снискали во всем нашем Российском государстве!»


Задание и вопрос. Определите, о каком событии говорится в документе, где и когда оно произошло. Каково отношение автора к участникам этого события?


Протопоп Аввакум. «Житие»

(около 1673 г.)

«Нут-ко, правоверные, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, перекрестися знаменем Спасителя нашего Христа пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение персът, не рассуждай много! А я с тобой же за сие о Христе умрети готов. Аще я и неосмыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти яко же приях: не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веков! Не блуди, еретик, но и пелены не шевели. А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить, - крест на церкви и на просвирах переменить, внутрь олтаря молитвы иерейские откинули, ектеньи переменили, в крещении явно духу лукавому молитца велят, - я бы им и с ними в глаза наплевал, - и около купели против солнца лукавоет их водит, такоже и церкви святя, против солнца же, и брак венчав, против солнца же водят, такоже и церкви святя, против солнца же, явно противно творят, - а в крещении и не отрицаются сатаны. Чему быть? - Дети ево: коли отца своего отрицатися захотят! Да что много говорить? Ох, правоверной душе! Вся горяя долу быша. Как говорил Никон, адов пес, так и зделал: «Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!» Так и зделал. Да болши тово нечем переменить.

Умереть за сие всякому подобает».


Вопросы. В чем различие между сторонниками церковной реформы в XVII в. и старообрядцами? Возможно ли определить по тексту отношение протопопа Аввакума к патриарху Никону?


Я. Рейтенфельс. «Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии»

(1680 г.)

«И, действительно, они не только радушно принимают иностранных мастеров, европейских и азиатских, являющихся к ним по собственному желанию, но и приглашают их к себе, предлагая через послов и письменно большое вознаграждение, причем так успешно подражают им, что нередко превосходят их новыми изобретениями. В кузнечном мастерстве, в искусстве приготовлять порох и тканье сукна они уже стали весьма опытны. В более сложных же и требующих знания и опытности делах, как-то: добывание металлов и приготовление их на дело, они более полагаются на знание и опытность французов и немцев, чем на собственное.

Последние добывают в округе г. Тулы, расположенном близ источников р. Волги, и в иных местах железо, а близ Новгорода медь с большой выгодой для государства. Не так давно царь послал некоторых за Казань по направлению к Сибири, откуда незадолго перед этим были доставлены в Москву прекрасные образцы скрытых там сокровищ, для обстоятельного исследования недр тех гор...

Что касается прочих ремесел, то москвичи обладают особенно им свойственным наследственным умением строить чрезвычайно изящные деревянные дома, вытачивать из дерева разного рода утварь, искусно ткать полотно, идущее на исподнее платье, и некоторыми другими, требующими усидчивости. Не буду здесь говорить о мастерствах, требующих постоянного сидения, но живопись у них совершенно своеобразна, обращена на священные предметы, ибо, кроме некоторых цветочков и животных, они пишут исключительно одних давно умерших святых, по греческим образцам. Мало того, считается поступком, не только не благочестивым, но заслуживающим наказания, если торговец изображениями блаженных небожителей выставит на продажу рядом с ними картины светского содержания».


Вопросы и задание. Какие сведения может почерпнуть исследователь этого документа о хозяйственной жизни, торговых связях России в XVII в.? Что нового мы узнаем об обычаях народа? О каких ремесленных центрах свидетельствует документ? Найдите их на карте.


Я. Рейтенфельс. «Сказание светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии»

(1680 г.)

«[На Красной площади] и на соседних площадях постоянно производится торговля съестными припасами и иными предметами, необходимыми в жизненном обиходе, при густейшем стечении народа.

К этому рынку примыкает другой, полукругом расположенный, тянущийся почти на полмиллиария, где лавки разного товара устроены так, что каждый отдельный, какой угодно товар выставлен для продажи только в назначенном для него месте. Так, в одном месте видишь шелковые ткани, в другом - шерсть, в третьем - полотно; в одном - золотые и серебряные вещи и драгоценные камни, в другом - благовония, в третьем - иностранные вина, причем до двухсот погребов расположено в ряд под землею, в четвертом - разные, иного рода, напитки, приготовленные из меда, вишен и других ягод. Одним взглядом можно увидеть здесь в одном месте дорогие меха разного рода, в других - колокола, топоры, подсвечники и иные металлические изделия, в третьем - кожи, рукавицы, чулки, ковры, завесы и разные ткани. Особый ряд занимают масло, сало и ветчина, особый - свечи и воск. Особый, наконец, - разные изделия из дерева.

В кожаном ряду лежат кожаные изделия: вожжи и прочая конская сбруя; в меховом - шубы и шапки. В одном месте выставлены лечебные разные зелья и травы, в другом - запоры, ключи, гвозди, далее - шелк нитками, канитель для украшения девиц, браслеты - все в особом месте. Также продаются, каждое в особом месте рынка, и обувь, и поножи, и хмель, и ячневая крупа, и рыба соленая, и сено, и овес. Не говоря уже о многом другом еще, и муке, и зерновому хлебу, и иным всякого рода вещам, и чинящим обувь и низеньким лавочкам цирульников - всему точно определен свое ряд, и все они прекрасно и удобно расположены так, что покупателю дается полная возможность выбрать наилучшее из всех, собранных в одном месте, тех или других товаров.

Не мало увеличивает красоту рынка то, что на нем нет ни одного жилого помещения, дабы, таким образом, держать огонь, сильно свирепствующий обычно в этом городе, как можно далее. По этой же причине рынок тщательно оберегается сторожами, и те мастера, кои работают с огнем, живут в отдаленном от рынка месте».


Задание и вопрос. На основании документа дайте оценку развитию ремесла и торговли в России в XVII в. Как была организована торговля на Красной площади?


Указ о «заповедных летах»

(1607 г.)

«А которые после сего уложения крестьяне, или холопи, или раба побежит от своего государя и придет к иному, и государю искати своего холопа, и рабу, и крестьянина в пятнадцать лет от побега, а за пятнадцать лет не искать».


Соборное уложение царя Алексея Михайловича

(1649 г.)

«Так же будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылех, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или за посадех и в посадских людех... - за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам... А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет».


Вопрос. О каких изменениях в жизни крестьян свидетельствуют эти документы?


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА


Сказание Авраама Палицына.

Приход под Троицкий Сергиев монастырь панов польских и литовских и русских изменников гетмана Петра Сапеги и пана Александра Лисовского и иных многих

«Когда же завершились всенощное славословие и молебен, тут же собралось множество народа, и по совещании начальников и всех людей было крестное целование, что сидеть в осаде без измены. <...> И с той поры было в городе братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагом. И тогда литовские люди поставили стражу многую вокруг Троицкого монастыря, и не было проходу ни из ограды, ни в ограду...

И была в городе тогда теснота большая, скорбь, беды и напасти. И у всех тогда оказавшихся в осаде кровью сердца кипели, но полезного дела, которое они начали, они не прекращали. Смерти они ожидали, но на Господа Бога упование возлагали и всячески врагам сопротивлялись... «


ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ


Н. М. Карамзин о Б. Годунове

«Сей муж знаменитый находился тогда в полном цвете жизни, в полной силе телесной и душевной, имел 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож (так говорит летописец), Борис не имел только... добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти; видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным, с необузданною страстию к господству, не мог одолеть искушений, там, где зло казалось для нее выгодою - и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову».


Вопрос. О каких сильных и слабых сторонах характера Бориса Годунова говорит Н. М. Карамзин?


Н. М. Карамзин о Лжедмитрии

«Первым врагом Лжедмитрия был сам он, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания - надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостию ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорблял их своими насмешками, упрекал невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россияне должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образоваться и заслужить имя людей. Польша не сходила у него с языка...

Самозванец скоро охладил к себе и любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и в обхождении с знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святою водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Не менее соблазнялись россияне и благоволением его к иезуитам, коим он в священной ограде Кремлевской дал лучший дом и позволил служить латинскую обедню. Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать русским: желал во всем уподобляться ляху, и в одежде, и в прическе, в походке и в телодвижениях, ел телятину, которая считалась у нас заповедным грешным яством».


Вопросы. Каким должен быть российский самодержец в глазах народа? Соответствовал ли Лжедмитрий I идеалу российского самодержца?


С. М. Соловьев о патриархе Никоне

«В страшный 1605 год, когда для Московского государства началась смута, в мае месяце, в селе Вельманове или Вельдемановке, Княгинского уезда, в 90 верстах от Нижнего, у крестьянина Мины родился сын, названный Никитою. Не знаем, великие и страшные события, происходившие в малолетство Никиты, врезались ли в его памяти, восстание родной области за веру и государство произвели ли впечатление на малютку; но имеем полное право допустить, что ближайшие семейные явления должны были подействовать на образование его характера: горе ждало его в семье, а горе всего лучше закаляет природы, способные к закалу. Младенцем лишился Никита матери, отец дал ему мачеху, а мы знаем, что такое была мачеха в древней русской семье. Мачеха Никиты не была исключением: малютка терпел от нее большие притеснения, не раз жизнь его находилась в опасности. Никита имел случай выучиться грамоте, а это было тогда верным средством для худородного человека выйти на вид. Обилие нравственных сил, энергия не могли позволить Никите долго оставаться в той среде, где он родился; воображение молодого человека воспламенялось предсказаниями о дивной судьбе: и христианские монахи, и мордовские колдуны пророчили ему или царство, или патриаршество. Грамотность влекла пытливого юношу к книгам, книги были исключительно духовные, они увлекли Никиту в монастырь Макария Желтовского; но отсюда он был вызван снова в мир; просьбы родственников убеждали его жениться, а грамотность и таланты дали ему священническое место на 20 году от рождения. Молодой священник сильно выдавался вперед между товарищами, и московские купцы перевезли его в столицу.

Троих малолеток имел священник Никита Минич и похоронил всех; приход и бесчадная семья стали для него тесны. Он уговорился с женой разойтись; она постриглась в московском Алексеевском монастыре, он ушел на Белое море, в Анзерский скит, где переменил имя Никиты на Никона».


Вопрос. О каких сильных сторонах характера Никона говорит историк С. М. Соловьев?


ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ


О сословиях

«Сословие - это социальная группа, члены которой объединены общим правовым статусом. Все основные сословия имели строго определенные обязанности по отношению к государству. Процесс становления сословий шел постепенно и получил свое закрепление в Соборном уложении 1649 г. По Уложению, крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди к выполнению городских повинностей, служилые люди - к несению военной и других государственных служб, т. е. в России сложилась система, при которой каждый слой общества нес определенный круг повинностей, как тогда говорили - службы или тягло. В сравнении с Западной Европой в России сословная система имеет большую специфику».

Еремян В. В., Федоров М. В. История местного самоуправления в России. - М., 1999.


Л. Гумилев об освоении Сибири

«... Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока, недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например у бурят или якутов, быстро улаживались и не имели тяжких последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который инородцы понимали как подарок, дань вежливости «белому царю». При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, в то же время, попав в списки «ясашных» инородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить «ясашного» инородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала...

В целом с установлением власти московского царя образ жизни местного населения Сибири никак не изменился, потому что никто не пытался его сломить и сделать из аборигенов русских. Скорее наоборот. Так, в якутах русские встретили народ, оседлый быт которого был им близок. Россияне, выучив якутский язык и усвоив местные обычаи и навыки, в большей степени приблизились к якутам, чем якуты к ним... Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с местными жителями общий язык, они прочно закрепились в Сибири, где живут по сей день. Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему...

За считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя. Таким образом, колонизация Сибири не похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих «деяний» и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей «цивилизованностью».

Гумилев Л. От Руси до России: Очерки по русской истории. - М., 1996.


Геральдика и генеалогия в XVII в.

«В 1672 г. искусные художники роскошно оформили книгу «Титулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом, тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.

Так, герб Ярославля - стоящий на задних лапах медведь с протазаном (род копья). Медведь, но уже в естественном положении на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов - пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.

Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения. Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе - серебристая река, и на ней ладья с гребцами.

В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия - так представлен герб Кунгура. Белоозеро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов...

Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с историей. Мы уже говорили, что история - прежде всего наука о людях. Поэтому столь значима та отрасль, которую называют генеалогией, то есть изучением родословий.

Для историка-исследователя данные генеалогии - неоценимый источник. Они способствуют ориентации в безбрежном море имен исторических деятелей. Прослеживая родословные связи того или иного лица, ученый облегчает себе решение многих задач, отыскивает подходы к разгадке сложных вопросов. Знания прошлого становятся более полнокровными, зримыми.

Ранее родственные связи играли куда большую роль, чем теперь. Знали и помнили таких родичей, которых можно было бы назвать «девятой водой на киселе». Более того, в расчет шло и некровное родство: крестили ребенка - крестный отец и мать почитались в родстве, женились на сестрах - становились шуринами, как царь Федор (сын Ивана Грозного) и Борис Годунов.

Не удивительно, что российское дворянство, веками ревниво наблюдая за своими родословными, оказалось в конечном счете связанным в той или иной степени узами родства.

Каждый современный человек носит имя, отчество и фамилию. Однако вряд ли все знают, что имена и фамилии - тоже исторического происхождения. И до них исследователям есть дело.

Обращаясь к ранним векам отечественной истории, мы наталкиваемся на такие факты, которые могут озадачить несведущего человека. Кто не знает великого князя киевского Ярослава Мудрого? А он был наделен вторым именем - Федор, под которым значится в ряде источников. Дело тут в том, что после введения христианства старославянские имена должны были заменяться на новые. Все дни года были расписаны по «святым угодникам». Их имена записывались в святцы. Новорожденного обычно нарекали именем соответствующего дню его появления святого.

Случается, что знание состава родни того или иного исторического деятеля служит существенным подспорьем в датировке событий, выяснении хитросплетения обстоятельств.

Генеалогические разыскания позволили исследователям разрешить одну нелегкую задачу из истории Смутного времени начала XVII в.

Кузьма Минин, герой освободительной борьбы русского народа против польско-литовских интервентов, известен всем. В документах тех лет, очень плохо сохранившихся, отрывочных, говорится о торговом человеке Нижнего Новгорода Кузьме Захарьевиче Минине, по прозвищу Сухорук. Его некоторые историки отождествляли с предводителем народного ополчения. Так было записано и в некоторых летописях. Эти сведения вошли и в школьные учебники.

Дальнейшее изучение источников, в том числе имеющих прямое отношение к родителям и деду славного нижегородца, показало, что тогда жили и действовали... два Кузьмы Минина! У второго отчество было Анкудинович, а фамилия произошла от имени деда - Мини, он тоже был торговым человеком.

Наконец, установили, что герой освободительной борьбы не Кузьма Захарьевич, а Кузьма Анкудинович.

Весьма интересен и вместе с тем сложен вопрос о происхождении фамилий. Он тоже напрямую связан с нашим прошлым.

Слово «фамилия» сравнительно недавно вошло в обиход. Для простолюдинов длительное время ограничивались именем с указанием, чей он сын. Например, Иван Петров сын. Если ремесленник занимался, скажем, кузнечным делом, его называли Иван Петров сын Кузнец (или Кожевник, Мыльник, Сапожник). С годами появляется род - фамилия Петровых, Кузнецовых, Кожевниковых и т. д. Пришел человек на место - его называли по географическому пункту, откуда он родом: из Устюга - Устюгов или Устюжанин, из Москвы - Москвитин, из Казани - Казанец или Казанцев.

В старину широкое распространение имело наделение людей прозвищами. Они, закрепляясь, также становились основой для фамилий. Причем не следует думать, что прозвища существовали только у простонародья. Среди московских бояр, людей знатных и богатых, были Коровы, Кобылы...

Увлекательна эта область исследований. Ученые составили словари фамилий с указанием их происхождения. Иной раз фамилия доносит до нас утраченное давным-давно слово. Так, фамилия Берсеньев ведет начало от слова «берсень», что означало когда-то «крыжовник».

Выходит, наши родословные, имена, фамилии тоже своеобразные источники познания прошлого. Как не вспомнить здесь слова Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам».

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. - М., 1991.