Реформаторская деятельность М. М. Сперанского - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

История России XIX век - Поурочные разработки 8 класс

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского - РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского; проанализировать причины их неполной реализации; определить последствия принятых по его предложению решений.

План урока: 1. Личность М. М. Сперанского. 2. Проект политической реформы. 3. Отставка Сперанского: причины и последствия.

Основные понятия: реформа; законопроект; статс-секретарь; разделение властей; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; политические права; избирательное право.

Основные даты: 1809 г. — «Введение к уложению государственных законов»; 1810 г. — создание Государственного совета; 1812 г. — отставка Сперанского.

Персоналии: М. М. Сперанский; Н. М. Карамзин.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век».

Литература для учителя: Федоров В. А., М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997; Томсинов В. А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М. М. Сперанского. — М., 1991; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. — М., 1989.


Методические приемы организации урока

Повторение; тестирование; опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения (собеседования); понятийный диктант; подготовка докладов и сообщений.


Дополнительный материал для учителя

Получив задание царя, Сперанский принялся за проект с присущими ему энергией и ответственностью, веря в возможность осуществления порученной ему к разработке реформы. Он весь ушел в это дело, отдавая ему всю силу своего ума. Рассказывают, что он «превратился на время в отшельника, оставлял свой кабинет только для бесед с царем» о готовившейся реформе. Он собрал все свои ранние записки (именно их идеи и были положены в основу проекта), конституции разных государств Европы и Америки. Многие вечера проходили в продолжительных беседах Сперанского с императором по различным вопросам разрабатываемого проекта. Сохранилась запись одной из бесед под названием «Рассуждение о духе и зрелости политической реформы в России». В письме 1813 г. из пермской ссылки Сперанский напоминал Александру, как готовился этот план политической реформы: «В конце 1808 года, после разных частных дел, ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом ваших мыслей, доставляя мне бумаги, прежде вам вошедшие, и нередко удостаивая провождать со мною целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Из всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений вашего величества надлежало наконец составить одно целое. Отсюда произошел План всеобщего государственного образования».

Для его разработки Сперанскому потребовалось около девяти месяцев. В октябре 1809 г. этот план под названием «Введение к Уложению государственных законов» был готов и представлен императору Александру.

«Введение к Уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политической жизни России. Этот план воплотил в себе идеи и опыт Сперанского за предшествовавшее десятилетие. Во вводной части проекта Сперанский дал четкое объяснение причин необходимости (и неотложности в данный момент) государственных преобразований в России: «Время является первоосновой и источником всех политических нововведений. Ни одно правление, находящееся не в гармонии с духом времени, не может противостоять модному воздействию этого духа». Этот «новый дух времени» овладел и Россией, которая стоит на пороге серьезных социальных потрясений и положение которой сходно с тем, в каком находилась Франция перед революцией 1789 г. Первым показателем этого служит тот факт, что в народе исчезает уважение к чинам, орденам и прочим отличиям лиц, наделенных ими. Точно такое же явление наблюдалось «и во всех государствах в той эпохе, когда феодальная система приближалась к своему падению». Вторым показателем служит «моральное ослабление» власти — падение ее авторитета в глазах народа. Причину этого следует искать не в действиях конкретных лиц государственного управления, а в том, что «образ мыслей настоящего времени в совершенной противоположности с образом правления». Отсюда Сперанский делает вывод: «Настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа».

Да, Россия стоит на грани революции, но революцию можно предотвратить путем своевременно принятых мер — проведения необходимых политических преобразований, так сказать, путем «революции сверху» (и здесь легко усматривается намек Сперанского на то, что разработанный им План государственного преобразования и есть та мера, которая предотвратит «бешенство страстей народных», «необузданную вольность и безначалие»). Сперанский убежден в возможности в России «революции сверху», без участия народных масс: «Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы».

Именно теперь настало время проведения в России кардинальных преобразований, рассуждает далее Сперанский, ибо возможность «частных» (частичных) перемен миновала, да это и не даст желаемых результатов. «Все исправления частные, все, так сказать, пристройки к настоящей системе были бы весьма непрочны. Пусть составят какое угодно министерство, распорядят иначе части, усилят и просветят полицейские и финансовые установления, пусть издадут даже гражданские законы: все сии введения, быв основаны единственно на личных качествах исполнителей, ни силы, ни твердости иметь не могут».

Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, т. е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Таким образом, речь шла о модернизации российской государственной машины — «от кабинета государева до волостного правления» — путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, при сохранении, однако, самодержавной власти монарха.

«Три великие системы издревле разделяли политический мир, — писал Сперанский, — система республик, система феодальная и система деспотическая. Первая под различными наименованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением. Третья ни меры, ни границ не допускала. Примеры первой системы мы видели в республиках греческих и в Римской. Вторая система основалась на Севере и оттуда распространилась по всей Европе. Третья утвердила свое владычество на Востоке».

Современный ему политический строй России Сперанский относил к «власти самодержавной», которая не была ограничена законом, и, следовательно, главная идея Сперанского, высказанная им еще в записках 1802—1803 гг. и заложенная в План в 1809 г., заключалась в том, чтобы «самодержавное правление учредить на непременяемом законе», что не только не ограничило бы самодержавную власть, но придало бы ей силу и авторитет. Позднее (в «пермском письме» 1813 г. Александру) он подчеркивал: «Весь разум сего плана состоял в том, чтоб посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сея власти более правильности, достоинства и истинной силы». Отметим, что за приоритет закона выступали тогда люди разных политических взглядов: не только Сперанский, декабристы, Пушкин (его ода «Вольность» — настоящий гимн закону и законности), но и А. П. Куницын, Н. С. Мордвинов, Н. М. Карамзин в своей «Записке о древней и новой России», неоднократно заявлял о соблюдении законности монархом и сам Александр I. Другое дело, что у каждого деятеля и мыслителя было свое понимание того, кто должен издавать законы и какой характер эти законы должны носить.

В проекте Сперанского самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим и административным устройством страны.

В Плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха). Сперанский разработал стройную структуру трех видов власти на всех уровнях, вплоть до волости — первичной административной единицы.

В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) «составляется собрание» — волостная дума. В нее избираются также и представители («старшины») от казенных селений из расчета — один представитель от 500 крестьян. Волостная дума избирает председателя, секретаря и депутатов в окружную думу, дает им «представления» (наказы) о нуждах волости, рассматривает бюджет и т. п. В центре округа — окружном городе (в губернии предполагалось от двух до пяти округов) — также каждые три года созывается окружная дума из депутатов от волостных дум. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы о местных нуждах, что и волостная дума, но уже в границах своего округа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны — Государственную думу (она называлась также «Думой империи»). Председатель (или «канцлер») Думы назначался «верховной властью» (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. В системе высших органов государственной власти Государственная дума занимает положение, «равное Сенату». Она собирается «без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце» и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить, назначив новые выборы. «Предложение» на рассмотрение Думой законов «принадлежит одной державной власти». Они «предлагались» от имени императора одним из министров или членов Государственного совета. Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы, однако ни один закон не мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе. В компетенцию Думы входило также издание постановлений о налогах и общих повинностях, продаже и залоге государственных имуществ. Думе дозволялось ставить вопросы о государственных нуждах, об ответственности министров и указывать на меры правительства, противоречащие законам.

Если новый законодательный акт нарушает основные законы империи или когда правительственные власти отказываются отвечать за свои действия, Дума могла по собственной инициативе предложить привлечь к судебной ответственности министра или иного высшего правительственного чиновника, предварительно уведомив о том императора. Дума получает ежегодные отчеты министров о их деятельности, о положении финансов в стране, но ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но, по существу, это был консультативный, совещательный орган.

Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов, которые, как было выше указано, избирались соответственно волостными, окружными и губернскими собраниями. Волостной суд состоял из «главного волостного судьи, его товарищей и волостных судей, постоянно пребывающих». Его назначение — «мирное разбирательство гражданских дел» и наложение взысканий за маловажные проступки. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоявший из двух отделений — гражданского и уголовного. Количество судей определялось размерами судебного округа. На тех же принципах строился и губернский суд. Высшей судебной инстанцией («верховным судилищем для всей империи») являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов — двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. По проекту Сперанского, судебный Сенат рассматривает протоколы нижестоящих судов, следит за правильностью исполнения процедурных норм; в случае их нарушения направляет дело на вторичное рассмотрение в те же суды. Это и высшая апелляционная инстанция. Решения Сената объявляются публично и печатаются. Во всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателей и судебное разбирательство является гласным.

По такому же принципу, как и суды, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное и губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. «Управление государственное» (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810—1811 гг., завершивших министерскую реформу.

По плану Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет. «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, — писал Сперанский, — в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном».

В своем проекте Сперанский ставит «два важные вопроса к разрешению:

1) должно ли в России допускать разделение состояний? 2) в чем должно состоять сие разделение?». Рассматривая существующее разделение населения на привилегированные и непривилегированные сословия в России как следствие ее «феодального состояния», он считает правомерным сохранение сословных различий, или, выражаясь его языком, «разделение состояний», с различным уровнем их политических и гражданских прав. В настоящее время, указывает Сперанский, значительная часть населения не имеет ни политических, ни гражданских прав. Например, помещичьи крестьяне (в то время они составляли свыше 40% населения страны). Другая, еще более значительная часть населения — купцы, мещане, государственные крестьяне — имеют права гражданские, но не обладают правами политическими. Третья часть населения — дворянство (оно составляло немногим более 1 % населения страны) — имеет все гражданские права, но также, хотя и не имеет прав политических, обладает рядом привилегий и в первую очередь правом владеть крепостными крестьянами. Сперанский предлагает в своем Плане предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени. Все сословия получали право обладать движимой и недвижимой собственностью, но только за дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе Сперанский был против крепостного права и в своих ранних записках, как мы видели, разрабатывал проект его постепенной ликвидации. Вместе с тем «управление населенной местностью» (так деликатно Сперанский назвал владение землей с крепостными крестьянами) должно быть в строгих рамках закона. Политические права должны быть предоставлены всем, имеющим собственность (впрочем, виды и размеры ее Сперанский определял). Соответственно этому он устанавливал новое «разделение состояний»: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) «народ рабочий», куда он включал не только помещичьих крестьян, но и «домашних слуг, ремесленных и рабочих людей и поденщиков», даже если они и имели движимую собственность; однако если они приобретали недвижимость, то могли перейти во второе «состояние» и тем самым получить и политические права. Неясно только, могли ли приобрести политические права крестьяне-собственники, которые сами являлись собственностью своих помещиков. Впрочем, в перспективе Сперанский предполагал, что крестьянам должна быть возвращена личная свобода, которая мыслилась как предоставление им права свободного перехода от одного помещика-землевладельца к другому (т. е. возвращение и Юрьева дня).

По проекту Сперанского, все «состояния» должны обладать следующими общегражданскими правами: «1. Никто без суда наказан быть не может. 2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям. 3. Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по закону... 4. Никто не обязан отправлять вещественных повинностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям».

Допуская переход из низшего «состояния» в высшее путем приобретения недвижимой собственности (а дворянства и «службою» — выслугой), проект предусматривал и утрату статуса этих двух «состояний»: дворянства «судом и публичным наказанием», «уклонением от службы», «вступлением в класс людей рабочих». По смыслу проекта те же причины (за исключением «уклонения от службы») лишали статуса и «среднее состояние».

Такова суть Плана государственного преобразования, представленного Сперанским. Это был план не конституционной, а самодержавной монархии, но европеизированного типа. (Подробнее см.: Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. — М., 1997.)


Вопросы и задания для собеседования:

1. В чем вы видите причины постепенного отхода от дел членов «Негласного комитета»?

2. Какие личные качества Сперанского были отмечены Александром I и привели к его возвышению?

3. Какая идеология лежала в основе проекта Сперанского?

4. Что вы считаете главным в проекте Сперанского? Почему?

5. Какие положения проекта реформ Сперанского можно считать уступкой консервативным кругам? В чем это проявлялось?

6. Почему именно Карамзин выступил главным оппонентом Сперанского?

7. Какие положения статьи Карамзина «О древней и новой России» вы считаете основными? Почему?

8. Почему главные положения проекта Сперанского так и не были реализованы?

9. В чем состоит историческое значение реформаторской деятельности Сперанского?

10. Чем вы можете объяснить причины отставки Сперанского?

11. Какие политические силы выступали главными оппонентами Сперанского? Чем это можно объяснить?

12. Почему отставка Сперанского состоялась как раз накануне вторжения Наполеона в Россию?


Темы докладов и сообщений:

1. Личность М. М. Сперанского.

2. Реформаторский проект Сперанского.

3. Причины и последствия отставки Сперанского.

4. Аракчеев и Сперанский.

5. Сперанский глазами современников.


Домашнее задание: § 3 учебника; задания из рабочей тетради к § 3.