загрузка...

ИСТОРИЯ ЕГЭ - ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР - РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ

Раздел 4. РОССИЯ В XX в. (1900-1945 гг.)

 

Тренировочные задания

 

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.

Знание дат

1. Воцарение Николая II относится к

1) 1891 г.

2) 1894 г.

3) 1898 г.

4) 1901 г.

2. Какая из перечисленных реформ была проведена раньше остальных?

1) национализация банков

2) Столыпинская аграрная реформа

3) денежная реформа С. Ю. Витте

4) создание совнархозов

3. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) издание Манифеста о законодательной Государственной думе

4) начало русско-японской войны

4. Какое событие военной истории России произошло позже остальных?

1) Цусимский бой

2) оборона Шипки

3) Синопский бой

4) осада Плевны

5. Какой международный договор был заключён раньше остальных?

1) Портсмутский мир

2) Рапалльский договор

3) Брестский мир

4) пакт Молотова-Риббентропа

6. Какое из общественных движений, течений появилось позже остальных?

1) эсеры                

2) славянофилы    

3) декабристы

4) народники

7. Кто из перечисленных исторических деятелей вступил на общественное поприще позже остальных?

1) П. Л. Лавров      

2) П. Н. Милюков   

3) А. И. Герцен

4) Б. Н. Чичерин

8. Первая российская революция началась

1) 27 января 1904 г.

2) 9 января 1905 г.

3) 17 октября 1905 г.

4) 3 июня 1907 г.

9. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) Ленский расстрел

2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»

3) Московское декабрьское восстание

4) «Кровавое воскресенье»

10. Какое из перечисленных событий относится к 1906 г.?

1) созыв I Всероссийского съезда Советов

2) создание Временного правительства

3) созыв I Государственной думы

4) разгон Учредительного собрания

11. Третьеиюньский переворот, завершивший Первую российскую революцию, произошёл в

1) 1894 г.

2) 1905 г.

3) 1907 г.

4) 1914 г.

12. Кто из названных государственных деятелей XIX — начала XX в. позже остальных занял министерский пост?

1) С.Ю. Витте

2) П.А. Столыпин

3) Д.А. Милютин

4) М.Т. Лорис-Меликов

13. Какая из перечисленных реформ была проведена позже остальных?

1) отмена крепостного права

2) перевод временнообязанных крестьян на обязательный выкуп

3) разрешение крестьянам на свободный выход из общины с наделом

4) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва

14. Брусиловский прорыв относится к

1) 1914 г.

2) 1915 г.

3) 1916 г.

4) 1917 г.

15. Какое событие относится к 1916 г.?

1) корниловский мятеж

2) убийство П.А. Столыпина

3) Кронштадтский мятеж

4) убийство Г.Е. Распутина

16. Объединения (союзы) предпринимателей, имеющие целью ограничение или ликвидацию конкуренции между ними и захват господствующего положения на рынке, появление которых в России относится к концу XIX — началу XX в., называются

1) кооперативными объединениями

2) капиталистическими монополиями

3) артелями

4) совнархозами

17. Как называется защита (покровительство), оказываемая отечественной промышленности со стороны государства?

1) корпоративизм       

2) монополизм    

3) милитаризм

4) протекционизм

 

Знание понятий

18. Наёмные сезонные работники, труд которых использовался в хозяйствах помещиков и зажиточных крестьян в XIX — начале XX в., назывались

1) приписными крестьянами

2) батраками

3) обязанными крестьянами

4) кулаками

19. Как назывался орган исполнительной власти в России в начале XX в.?

1) Государственный совет

2) Сенат

3) Государственная дума

4) Комитет министров

20. Какое понятие связано с царствованием Николая II?

1) «нечаевщина»

2) «антоновщина»

3) «зубатовщина»

4) «махновщина»

21. Какое из политических движений, представленных ниже, характеризовались социалистическими представлениями?

1) эсеры            

2) кадеты

3) октябристы    

4) черносотенцы

22. Какой из перечисленных терминов обозначает членов либеральной партии начала XX в.?

1) эсеры

2) социал-демократы

3) народовольцы

4) кадеты

23. Партия, которая поддержала произошедшие в 1905-1906 гг. перемены в государственном устройстве России и заявила о своей поддержке власти, при условии соблюдения ею взятых на себя обязательств, называлась

1) «Союз русского народа»

2) РСДРП

3) Конституционно-демократическая партия

4) «Союз 17 октября»

24. Событие, ставшее началом Первой российской революции, получило название

1) «Ленский расстрел»

2) «Хождение в народ»

3) «Кровавое воскресенье»

4) «Великий перелом»

25. Как назывался орган народного представительства, созданный в результате Первой российской революции?

1) Верховный Совет

2) Земский собор

3) Государственная дума

4) Съезд народных депутатов

26. Понятие «третьеиюньский переворот» связано с

1) воцарением Николая II

2) роспуском II Государственной думы и изменением избирательного закона

3) действиями сторонников социалистических партий в Москве в 1905 г.

4) отречением Николая II от престола

27. С государственной деятельностью П. А. Столыпина связано понятие

1) «Третьеиюньская монархия»

2) «Учредительное собрание»

3) «Верховная распорядительная комиссия»

4) «Великий перелом»

28. С аграрными преобразованиями П. А. Столыпина в начале ХХ в. связано понятие

1) барщина           

2) отрезки             

3) хутора

4) уставные грамоты

29. Какое из названных понятий относится к течениям авангарда в российском искусстве начала ХХ в.?

1) романтизм         

2) футуризм

3) реализм            

4) классицизм

30. Появление какого понятия связано с царствованием Николая II?

1) «распутинщина»                     

2) «космополитизм»

3) «аракчеевщина»                     

4) «троцкизм»

 

Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

31. Какое из событий относится к царствованию Николая II?

1) издание циркуляра «о кухаркиных детях»

2) учреждение всесословных земств

3) принятие Устава о всесословной воинской повинности

4) проведение первой всеобщей переписи населения

32. Для экономической политики С. Ю. Витте, проводимой в конце XIX — начале XX в., было характерно

1) приоритетное финансирование сельского хозяйства

2) борьба государства с капиталистическими монополиями

3) активное привлечение иностранного капитала

4) снижение таможенных пошлин для развития торговли с другими странами

33. Экономика России рубежа XIX-XX вв. характеризовалась

1) узостью внутреннего рынка, обусловленной низкой покупательной способностью населения

2) преобладанием промышленной продукции в экспорте (вывозе)

3) отказом русских предпринимателей от иностранных инвестиций

4) незначительной ролью государства в экономике

34. Что из названного было характерно для экономического развития России в начале ХХ в.?

1) создание торгово-промышленных монополий

2) начало промышленного переворота

3) начало железнодорожного строительства

4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику

35. Общей чертой либерального и радикального направлений в общественном движении России начала XX в. было требование

1) установления революционной диктатуры

2) отмены частной собственности на землю

3) введения политических свобод

4) установления социалистической республики

36. Аграрная программа эсеров в первые десятилетия XX в. включала требование

1) социализации земли, запрета её купли-продажи

2) сохранения частной собственности на землю

3) создания комитетов бедноты и передачи им права распоряжаться землёй

4) создания крупных государственных земельных хозяйств

37. Что из названного относится к главным общественно-политическим завоеваниям революции 1905-1907 гг.?

1) создание законодательной Государственной думы

2) отделение церкви от государства, школы от церкви

3) падение самодержавия и установление двоевластия

4) отмена всех сословных, национальных и религиозных ограничений

38. Выделение в частную собственность крестьянских земель, организация хуторов и отрубов, переселение крестьян на свободные земли проводились в рамках

1) первых мероприятий советской власти

2) реформы управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва

3) аграрных преобразований П. А. Столыпина

4) политики «Великого перелома»

39. Что из названного было характерно для «серебряного века» русской культуры?

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жёсткий контроль со стороны государства над духовной сферой

4) господство метода критического реализма

40. Позиция большевиков во главе с В. И. Лениным в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге

1) продолжения войны до «победного конца»

2) превращения войны империалистической в гражданскую

3) защиты Отечества от германского нашествия

4) провозглашения «гражданского мира»

 

Знание причин и следствий

41. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

42. Что было одним из последствий социально-экономического отставания России в начале XX в.?

1) отсутствие железных дорог

2) акционирование предприятий

3) зависимость от иностранных инвестиций

4) формирование классов буржуазии и пролетариата

43. Что было одной из основных причин промышленного кризиса 1900-1903 гг. в России?

1) отсутствие поддержки отечественной промышленности со стороны государства в предыдущие годы

2) включённость России в мировую экономическую систему и нараставшая зависимость от состояния мировой экономики

3) создание торгово-промышленных монополий, препятствовавших развитию свободной рыночной конкуренции

4) негативные последствия начавшейся Первой российской революции

44. Что было одним из последствий русско-японской войны 1904-1905 гг.?

1) укрепление международного авторитета России

2) рост революционных настроений в России

3) распад русско-французского союза

4) исключение России из Лиги Наций

45. Что стало последствием событий, получивших название «Кровавое воскресенье»?

1) создание Верховной распорядительной комиссии

2) начало русско-японской войны

3) крушение веры рабочих «в доброго царя-батюшку»

4) созыв Учредительного собрания

46. Что было одной из причин начала Первой российской революции?

1) нерешённость рабочего вопроса

2) сохранение в России крепостного права

3) поражения русской армии в Первой мировой войне

4) конфликт между царем и Государственной думой

47. Что было одним из последствий Всероссийской октябрьской стачки 1905 г.?

1) отказ революционных партий от террора как средства борьбы с режимом

2) повсеместное введение в России 8-часового рабочего дня

3) отказ власти от дальнейших уступок и введение военной диктатуры

4) издание Манифеста с обещанием расширения гражданских и политических прав и свобод

48. Что стало последствием принятия Манифеста 17 октября 1905 г.?

1) ограничение законодательной власти царя

2) национализация помещичьей земли

3) введение республиканской формы правления

4) решение партии эсеров прекратить борьбу с правительством

49. В результате «третьеиюньского переворота» царская власть добилась

1) ликвидации Государственной думы

2) превращения Государственной думы из законодательного в законосовещательный орган власти

3) изменения политического и социального состава Государственной думы

4) права назначать половину депутатов Государственной думы

50. Что было одним из последствий реформ П.А. Столыпина?

1) усиление власти сельской общины над своими членами

2) ликвидация крепостного права

3) развитие сельского хозяйства в Сибири и Средней Азии

4) рост помещичьего землевладения

51. Причиной участия России в Первой мировой войне стало её стремление защитить

1) Болгарию

2) Сербию

3) Румынию

4) Грецию

52. Что было одной из причин «великого отступления» русской армии в 1915 г.?

1) значительное численное преобладание войск противника

2) «снарядный голод», недостаток вооружения русской армии

3) выступление Японии на стороне Германии и Австро-Венгрии

4) выход из войны Франции, что освободило значительную часть германских войск для действий на Восточном фронте

53. Что стало одним из последствий участия России в Первой мировой войне?

1) установление контроля России над проливами Босфор и Дарданеллы

2) получение больших репараций с побеждённой Германии

3) рост революционных настроений в стране и крушение монархии

4) расширение территории империи

 

Поиск информации в источнике

54. Прочтите высказывание одного политического деятеля и укажите название страны, о войне с которой в нём говорится.

«Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну нового и старого буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».

1) Германия      

2) Япония

3) Великобритания      

4) Франция

55. Прочтите отрывок из дневника Е.В. Богданович и определите год, к которому он относится.

«16 мая. Сегодня пришли ужасные вести, писать их страшно: 12 русских военных судов погибло. Не вспомню все имена, называли: “Ослябя”, “Наварин”, “Уралец”, “Камчатка”. Погибли также два контрминоносца и два транспорта.

17 мая. В каком тяжёлом положении в эту минуту находишься. Никаких вестей от Рожественского, кроме тех, которые вчера ходили со слов депеш, полученных из Вашингтона и Токио, что вся наша эскадра погибла, что адмирал Небогатов в плену; называли суда береговой обороны и 3 тыс. человек русской команды, которые тоже в плену у японцев».

1) 1898 г.

2) 1903 г.

3) 1905 г.

4) 1907 г.

56. Прочтите отрывок из воспоминаний государственного деятеля начала XX в. В. Н. Коковцова и определите событие, о преддверии которого в нём говорится.

«До вечера [предыдущего дня]... я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. Вечером. меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Святополк-Мирский к себе.

Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как. Правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих.

На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно. Святополк-Мирский ответил мне, что ...ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт.

Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие».

1) третьеиюньский переворот

2) Февральская революция 1917 г.

3) Кронштадтский мятеж

4) «Кровавое воскресенье»

57. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г.

2) 1914 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

58. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Совет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

59. Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своем посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привёл Россию».

1) С. Ю. Витте       

2) К. П. Победоносцев

3) М. Т. Лорис-Меликов       

4) П. А. Столыпин

60. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в “Майской ночи”, тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С. И. Мамонтов  

2) С. В. Рахманинов

3) С. П. Дягилев

4) Ф. И. Шаляпин

 

Часть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

Установление хронологической последовательности

1. Расположите следующие экономические преобразования в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены экономические преобразования, в правильной последовательности в таблицу.

1) денежная реформа С. Ю. Витте

2) принятие Декрета о земле

3) создание Дворянского Поземельного банка

4) Столыпинская аграрная реформа

5) отмена крепостного права

 

 

 

 

 

 

2. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) третьеиюньский переворот

2) Московское декабрьское восстание

3) гибель крейсера «Варяг»

4) издание Манифеста об учреждении Государственной думы

5) «Кровавое воскресенье»

 

 

 

 

 

 

3. Расположите следующие события царствования Николая II в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) «Кровавое воскресенье»

2) созыв I Государственной думы

3) нападение японцев на Порт-Артур

4) убийство Г. Е. Распутина

5) Ходынская катастрофа

 

 

 

 

 

 

4. Расположите следующие события военной истории второй половины XIX - первой половины XX в. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) создание Первой конной армии под командованием С. М. Будённого

2) поражение русских войск под командованием генерала А. Н. Куропаткина в битве под Мукденом

3) назначение Г. К. Жукова первым заместителем Верховного главнокомандующего

4) наступление войск Юго-Западного фронта под командованием А. А. Брусилова («Брусиловский прорыв»)

5) проведение русскими войсками под руководством М. Д. Скобелева Ахал-Техинской операции

 

 

 

 

 

 

5. Расположите следующие художественные произведения в хронологической последовательности их создания. Запишите цифры, которыми обозначены произведения, в правильной последовательности в таблицу.

1) «Бесы» Ф. М. Достоевского

2) «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

3) «Вишнёвый сад» А. П. Чехова

4) «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына

5) «Двенадцать» А. А. Блока

 

 

 

 

 

 

Группировка фактов

6. Какие три из перечисленных событий произошли в царствование Николая II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) денежная реформа С. Ю. Витте

2) создание законосовещательного Государственного совета

3) «Кровавое воскресенье»

4) перевод крестьян на обязательный выкуп

5) аграрная реформа П. А. Столыпина

6) учреждение Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков

 

 

 

 

7. Какие из перечисленных внешнеполитических событий относятся к царствованию Николая II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) русско-японская война

2) Берлинский конгресс, подведение итогов русско-турецкой войны

3) начало формирования русско-французского союза

4) Первая мировая война

5) заключение Рапалльского договора с Германией

6) заключение соглашения с Англией по разделу сфер влияния в Средней Азии

 

 

 

 

8. Какие три из перечисленных условий были включены в Портсмутский договор о мире между Россией и Японией (1905 г.)? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) выплата Японией крупной контрибуции России

2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии арендных прав на Порт-Артур

4) закрепление прав России на Курильские острова

5) передача Японии южной части острова Сахалин

6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

 

 

 

 

9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) кадеты              

2) нечаевцы          

3) народовольцы

4) петрашевцы      

5) октябристы

6) эсеры

 

 

 

 

10. Какие три из перечисленных государственных деятелей играли важную роль в событиях, связанных с Первой российской революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) С. Ю. Витте                                    

2) М. М. Сперанский                           

3) П. А. Столыпин

4) М. Т. Лорис-Меликов

5) Г. М. Маленков                               

6) А. Г. Булыгин

 

 

 

 

11. Какие три из перечисленных положений могут быть отнесены к итогам революции 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) отмена выкупных платежей

2) национализация помещичьих земель

3) свержение монархии

4) создание Государственной думы

5) ликвидация сословий

6) разрешение создавать профессиональные союзы

 

 

 

 

12. Какие три из перечисленных положений относятся к программе Российской социал-демократической рабочей партии? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) единая и неделимая Россия

2) диктатура пролетариата

3) 8-часовой рабочий день

4) политика протекционизма для защиты интересов отечественной промышленности

5) сохранение монархического правления

6) национализация земли

 

 

 

 

13. Какие три из перечисленных положений относятся к программе «Союза 17 октября»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) единая и неделимая Россия

2) социализация земли

3) 8-часовой рабочий день

4) политика протекционизма для защиты интересов отечественной промышленности

5) формирование правительства по итогам выборов в Государственную думу

6) сохранение монархического правления

 

 

 

 

14. Какие три из перечисленных художественных направлений появились в России на рубеже XIX-XX вв.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) акмеизм                             

2) барокко                              

3) символизм

4) классицизм

5) сюрреализм                       

6) футуризм

 

 

 

 

Поиск информации в источнике

15. Прочтите отрывок из воспоминаний генерала А. А. Игнатьева и напишите имя царя, о начале царствования которого говорится в тексте.

«Никаких тёмных предчувствий ни у кого в эту зиму 1895-1896 года не было: все мы с трепетом ждали лучшего от нового молодого царя и радовались каждому его жесту, усматривая в этом, если не начало новой эры, то во всяком случае разрушение гатчинского быта, созданного Александром III».

Ответ: __________________________________________.

16. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите название войны, о событиях которой идёт речь.

«В течение восемнадцати месяцев мы шли от одного поражения к другому. Когда [война] закончилась и Витте удалось заставить [неприятеля] принять довольно сносные условия мира, наши генералы заявили, что, если бы у них было больше времени, они могли бы выиграть войну. Я же полагал, что... ни один народ не выигрывал и не мог выиграть войны, борясь с неприятелем, находившемся на расстоянии семи тысяч верст, в то время как внутри страны революция вонзала нож в спину армии».

Ответ: __________________________________________.

17. Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и напишите название крейсера, о котором идёт речь.

«Крейсер. и канонерская лодка “Кореец” выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер... лишённый возможности продолжать бой, вернулся соединённо с “Корейцем” на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».

Ответ: __________________________________________.

18. Прочтите отрывок из дневника и напишите фамилию священника, о котором идёт речь.

«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120 000 чел. Во главе союза какой-то священник».

Ответ: __________________________________________.

19. Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казённой канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него “вырвана”...

И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIX-XX веков (в сфере экономики, индустриализации и финансов — создание твёрдой отечественной валюты — золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

Ответ: __________________________________________.

20. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идёт речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала ХХ в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путём и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX-XX вв.

В либеральном движении всё громче и увереннее зазвучали голоса историка П. Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права — профессора С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева».

Ответ: __________________________________________.

21. Прочтите отрывок из письма и напишите имя императора, который его написал.

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским.

Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

Ответ: __________________________________________.

22. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь.

«Он многое задумывал осуществить. “Дайте только 20 спокойных лет — и вы не узнаете России”, — говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний».

Ответ: __________________________________________.

23. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н. А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь.

«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии. религиозного беспокойства и искания. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

Ответ: __________________________________________.

24. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении в которую России идёт речь.

«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно.

С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования...

Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди великих держав».

Ответ: __________________________________________.

25. Напишите фамилию (партийный псевдоним) политического деятеля, выступившего с данным лозунгом (1914 г.):

«Превращение современной империалистической войны в гражданскую есть единственно правильный пролетарский лозунг».

Ответ: __________________________________________.

 

Систематизация фактов, понятий

26. Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

А) указ о свободном выходе крестьян из общины с наделом

Б) манифест об учреждении Государственной думы

В) манифест о начале войны с Германией

Г) манифест о роспуске II Государственной думы и изменении избирательного закона

 

ГОДЫ

1) 1905 г.

2) 1906 г.

3) 1907 г.

4) 1911 г.

5) 1914 г.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

27. Установите соответствие между названиями политических партий (движений) и фамилиями их лидеров: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПАРТИИ (ДВИЖЕНИЯ)

А) «Союз 17 октября» (октябристы)

Б) социалисты-революционеры (эсеры)

В) РСДРП (социал-демократы)

Г) конституционные демократы (кадеты)

ЛИДЕРЫ

1) В. М. Чернов

2) П. Н. Милюков

3) П. А. Кропоткин

4) Л. Мартов

5) А. И. Гучков

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

28. Установите соответствие между политическими партиями начала XX в. и политическими направлениями, к которым эти партии относились: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

А) Конституционно-демократическая партия

Б) «Союз Михаила Архангела»

В) РСДРП

Г) «Союз 17 октября»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1) крайний национализм

2) правый либерализм

3) социал-демократизм

4) анархизм

5) левый либерализм

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

29. Установите соответствие между государственными деятелями начала XX в. и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ НАЧАЛА XX В.

А) великий князь Николай Николаевич

Б) С. Ю. Витте

В) С. В. Зубатов

Г) П. А. Столыпин

ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) создание рабочих организаций, подконтрольных полиции

2) подготовка Манифеста об учреждении законодательной Государственной думы

3) руководство правительством в годы Первой мировой войны

4) руководство армией в годы Первой мировой войны

5) подготовка указа о праве крестьян выходить из общины с наделом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

30. Установите соответствие между деятелями русской культуры начала XX в. и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА XX В.

А) И. Е. Репин

Б) Ф. О. Шехтель

В) П. П. Трубецкой

Г) А. П. Чехов

ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) «Вишнёвый сад»

2) памятник Александру III

3) особняк Рябушинского

4) «Три богатыря»

5) «Заседание Государственного совета»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 

Систематизация исторической информации1

31. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX - начала XX в. Все они, за исключением одной (одного), относятся к социалистическому направлению общественной мысли.

Кадеты, народники, эсеры, меньшевики, анархисты, большевики.

Найдите и запишите название партии (общественного движения), представители которой (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.

Ответ: ____________________________________.

32. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к XIX в.

Декабристы, народники, петрашевцы, октябристы, марксисты, первомартовцы.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Ответ: ____________________________________.

 

Знание основных фактов, процессов, явлений1

33. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

Высшее судебное учреждение Российской империи начала XX в. Называлось ______________________.

Ответ: ____________________________________.

 

Анализ исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)1

34. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Партии начала XX в.

Лидеры

Положения программы

_____________________(А)

_____________________ (Б)

социализация земли

_____________________ (В)

П. Н. Милюков

зависимость исполнительной власти от законодательной

Октябристы

_____________________ (Д)

_____________________ (Г)

_____________________ (Е)

В. И. Ленин

национализация всех помещичьих земель

 

1) кадеты

2) эсеры

3) большевики

4) В. М. Пуришкевич

5) А. И. Гучков

6) В. М. Чернов

7) А. И. Дубровин

8) сохранение всей полноты исполнительной власти в руках монарха

9) право наций на самоопределение, вплоть до отделения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

35. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Событие

Год

Место совершения

Создание первого Совета рабочих депутатов

________(А)

_____________________ (Б)

Ходынская катастрофа

1896 г.

_____________________ (В)

Выступление декабристов на Сенатской площади

________(Г)

_____________________ (Д)

_____________________ (Е)

1911 г.

Киев

 

1) убийство П. А. Столыпина

2) «Кровавое воскресенье»

3) Нижний Новгород

4) Санкт-Петербург

5) Москва

6) Иваново-Вознесенск

7) 1825 г.

8) 1905 г.

9) 1917 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________

1 Различное содержание в разных вариантах.

 

Часть 3 (С)

Текст

Из воспоминаний М. В. Родзянко.

«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами.

Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии — могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.

...Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.

Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несёт за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путём организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства...»

1. С1. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто был царём в этот период?

2. С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин участия России в этой войне.

3. С3. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете вы указать дополнительно? Укажите не менее трёх ошибок царского правительства.

 

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1

4. С4. В августе 1905 г. в американском городе Портсмуте шли переговоры между представителями России и Японии о заключении мира. Японская сторона выдвигала чрезвычайно тяжёлые условия. Император Николай II уже был готов прервать переговоры. Однако мир был подписан.

Приведите три объяснения тому, что российская сторона пошла на подписание мира.

5. С5. Ниже приведены две точки зрения на политику П. А. Столыпина.

1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

 

Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения1

6. С6. Напишите исторический портрет С. Ю. Витте.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

________________________________________________________________

1 Различное содержание в разных вариантах.

 





загрузка...
загрузка...