загрузка...

ИСТОРИЯ ЕГЭ - ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР - РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ

Раздел 1. РОССИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XVII в.

 

Темы 1, 2. Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Древнерусское государство (IX — первая половина XII в.)

 

Краткая историческая справка

 

2. Древнерусское государство (IX - первая половина XII в.)

 

Возникновение государственности у восточных славян. Древнерусское государство сложилось в результате взаимодействия комплекса как внутренних, так и внешних факторов. Среди них: социально-экономические предпосылки (развитие пашенного земледелия, промыслов, торговли, внутренней и внешней, и др.); социально-политические (усложнение внутриплеменных отношений, становление княжеской власти, усиление роли князя и дружины, складывание межплеменных союзов, которые приобретали форму племенных княжений); духовные (языческие представления, праздники); внешние предпосылки (необходимость обороны от внешних врагов, взаимодействие с более развитыми цивилизациями и в первую очередь с Византийской империей).

По «Повести временных лет», в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика (основателя династии Рюриковичей) с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править.

В XVIII в. возникла норманская теория о происхождении Древнерусского государства. Её авторами стали немецкие учёные Миллер и Байер. Против этой теории выступал М.В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении Русского государства между историками продолжается до настоящего времени.

После смерти Рюрика власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-912). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он хитростью выманил княживших в Киеве Аскольда и Дира и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами. В 907 и 911 гг. он совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договоры.

Объединение большинства восточнославянских племён вокруг Киева представляло собой своеобразную федерацию племенных княжений во главе с великим князем киевским. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью) с входивших в объединение племён и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика — Игорь (912-945). При нём в 945 г. произошло восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани — полюдья — возмутила древлян: они убили князя при его попытке вторичных с них поборов. Жена Игоря, Ольга, к которой перешла власть, отомстила древлянам за убийство мужа. Но упорядочила сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора). Дань собирали теперь не князья, а специально назначенные ими люди.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно — древлян.

Сын Игоря и Ольги — князь Святослав (962-972) — был выдающимся полководцем. Чтобы предупредить не готового к бою противника, он посылал гонца со словами «Иду на Вы». При нём воинственные вятичи начали платить дань Киеву, были разбиты волжские булгары, разгромлены хазары. В 972 г. возвращающийся из очередного похода Святослав был убит печенегами.

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства, Киевской Руси.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путём различных соглашений. Древлян Олег покорил силой, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено — они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Его власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX-XI вв. народное собрание — вече.

Принятие христианства. Возникновение государственности у славян проявлялось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные реформы были проведены князем Владимиром Святославичем (980-1015) (впоследствии получил прозвание Святой).

Вначале Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью создал единый пантеон богов во главе с Перуном. Это была попытка объединить божества, которым поклонялись в различных русских землях. Однако превратить язычество в государственную религию не удалось. Тем не менее принятия общей религии требовали интересы единства Киевской Руси.

Около 988 г. Владимир принял христианство из Византии и, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. Крещение стало массовым обрядом, многие участники которого не слишком стремились приобщиться к христианской вере. Крещение Руси создало новые формы взаимодействия людей как внутри государства, так и с окружающим миром. С этих событий началась история Русской православной церкви.

С принятием христианства Древнерусское государство вливается в семью христианских народов Европы, устанавливает с ними разнообразные и прочные связи. Русь, благодаря своему географическому положению, а также возросшей мощи, являлась щитом, который заслонял Западную Европу от нашествий азиатских кочевников, принимая на себя их удары. Однако дальнейшая социально-экономическая судьба Древнерусского государства с неизбежностью вела к его политическому распаду, тенденция к которому появилась во второй половине XI в. В 30-е гг. XII в., при сыновьях и внуках Владимира Мономаха, происходит окончательный распад Руси, на месте которой возникает полтора десятка самостоятельных княжеств.

При князе Ярославе Мудром (1019-1054) были окончательно разбиты печенеги. При нём возведён Софийский собор в Киеве, открылись школы и библиотека, началось летописание и составление первого письменного свода законов Древнерусского государства — «Русская Правда». Эти законы в 1072 г. были дополнены преемниками Ярослава, закрепив социальное неравенство и отменив обычай кровной мести.

Согласно «Русской Правде» свободное население на Руси — «люди» — включало в себя крестьян и городских ремесленников. На земле князя жили смерды. «Люди» и смерды входили в общину, которая называлась «вервь».

Наряду со смердами к зависимому населению относились закупы, рядовичи, холопы. Закупы — это общинники, которые взяли у землевладельца купу (ссуду) и должны были её отрабатывать. Рядовичи заключали договор (ряд) о работе на определённых условиях. Отработав, закупы и рядовичи вновь становились свободными. Самой бесправной категорией населения в Древней Руси были холопы. Холопами становились пленные, а также закупы и рядовичи, не выполнившие свои обязательства.

Владимир Мономах (1113-1125) в 1097 г. (княжил тогда в Переявлавле) выступил с инициативой созыва съезда князей в г. Любече. Его участники — внуки и правнуки Ярослава Мудрого — постановили: «Каждый да держит отчину свою». В 1113 г. был приглашён на киевский стол. Усмирил половцева. Был просвещённым правителем.

Культура Древнерусского государства. Эпоха Древней Руси оставила нам величайшие памятники материальной и духовной культуры. Ещё до принятия христианства на Русь пришла славянская азбука, созданная Кириллом и Мифодием. Крещение Руси способствовало развитию русской культуры. Началось строительство каменных храмов. Вначале их строили мастера из

Византии, а их опыт перенимали русские строители. Первым каменным храмом на Руси была Десятинная церковь в Киеве, построенная при князе Владимире Святом. При Ярославе Мудром был возведён величественный Софийский собор. Софийские соборы появились в Новгороде и Полоцке. Своеобразием храмов Древней Руси являются их особая пышность, торжественность, великолепие внутренних интерьеров. Стены соборов расписывали фресками (картины, написанные водяными красками), мозаикой. Греческими мастерами писались иконы. Постепенно искусством иконописи овладевали русские мастера.

Распространялась грамотность. При монастырях были открыты школы, велось летописание. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил первый летописный свод «Повесть временных лет». Это древнейшая русская летопись. Первые книги были рукописными, украшенные миниатюрами, заставками и инициалами. Древнейшими памятниками литературы являются «Остромирово Евангелие», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе». Получило распространение устное народное творчество: сказания, пословицы, поговорки. Былины прославляли воинов Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича — надёжных стражей Руси, пахаря-земледельца Микулу Селяниновича, находчивого новгородского купца Садко.

В Древней Руси города постепенно становятся центрами ремесла, культуры, высокого уровня достигло ювелирное искусство — техника зернь, скань, эмаль. Широко применялись ковка, чеканка, гравировка, чернение.

Таким образом, впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния, обладая в то же время собственным культурным опытом в виде языческой культуры, Древняя Русь создала систему общерусских культурных ценностей. Огромную роль в историко-культурном процессе сыграло принятие Русью христианства.





загрузка...
загрузка...