Культура русских земель и княжеств в XIII-XV вв. - Политическая раздробленность Руси

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Культура русских земель и княжеств в XIII-XV вв. - Политическая раздробленность Руси

От вторжения Батыя в 1237 г. до стояния на Угре в 1480 г. русские земли находились в зависимости от Орды, что оказало крайне негативное воздействие на развитие русской культуры. Особенно тяжелы были первые несколько десятилетий. Тысячи людей погибли в битвах, огне пожарищ, от голода и эпидемий, были уведены в рабство. Чаще всего «в полон» забирали ремесленников и молодежь. На Руси наблюдалось повсеместное сокращение числа ремесленных специальностей: ювелирных, гончарных, кожевенных, кузнечных, стеклодувных и др. Прекратилось каменное строительство. К концу XIII в. положение начало немного улучшаться. В Твери, претендовавшей на роль центра Северо-Восточных земель, в 1285 г. начал возводиться каменный храм в честь Преображения Господня. Спасопреображенские храмы нередко строились в то время в этом регионе, поскольку Спас почитался покровителем Владимирской княжеской династии. С начала XIV в. каменное строительство постепенно приобретало размах. Возобновилось и летописание, а также переписывание и создание новых книг. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты этой эпохи свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. По-прежнему «сказывали» былины, возникшие в более ранний исторический период. Наряду с ними появились и новые предания и легенды. Особенно любили «Сказание о граде Китеже» - городе, ушедшем при нападении захватчиков под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. В XIV в. дорогой пергамен, изготавливавшийся из телячьих кож, стал заменяться бумагой, в обиход вошло более беглое и свободное письмо - полуустав, заменившее бытовавшее ранее «уставное» письмо. С XIV в. летописи вновь становятся все более подробными, ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. Пахомием Логофетом был составлен первый русский Хронограф, в котором нашли отражение события всемирной истории.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести, в которых описывались «хожения» (путешествия) и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее сведения об Индии и странах, лежащих на пути из Руси в Индию. Ценные географические описания других территорий представлены в «Хожениях» новгородца Стефана (1348-1349) и смолянина Игнатия (1389-405) в Царьград (Константинополь).

Широкое распространение до Куликовской битвы имели повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском. Поэма «Задонщина» была посвящена уже самой победе на Куликовом поле.

Церковная (житийная) литература пользовалась особой популярностью. Мон- голо-татары отличались веротерпимостью, так что русская церковь имела возможность и поддержать патриотические настроения народа. «Житие» Дмитрия Донского создавало образ мужественного полководца. Талантливые церковные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших деятелей Русской православной церкви: митрополита Петра, перенесшего церковную столицу из Владимира в Москву, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиева монастыря.

Подъем русской культуры в XIV-XV вв. проявился и в архитектурном творчестве. В Новгороде в XIV в. были построены Ковалевская церковь, имеющая фресковую роспись, Волотовская церковь и др. Еще при Дмитрии Донском в 1367 г. были возведены первые белокаменные стены Московского Кремля. Спустя столетие с помощью итальянских мастеров были возведены уже из красного кирпича кремлевские стены, которые сохранились в основном до наших дней. Московский Кремль стал одной из крупнейших крепостей в мире. Под укрытием мощных стен в нем были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. В центре Кремля, на Соборной площади начали строить самое высокое здание в тогдашней Москве - колокольню, получившую название «Иван Великий», окончательно достроенную позже, уже при Борисе Годунове. В 1479 г. был сооружен на фундаментах старой церкви главный собор Московского Кремля - Успенский, который начали строить псковские мастера, а завершил талантливый зодчий итальянского Возрождения Аристотель Фиорованти. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени.

В 1484-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Неподалеку от него несколько позже была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, названная так благодаря «граням», украсившим наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Идея русского единства воплотилась и в ряде других архитектурных памятников, например в соборе Савино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря, Звенигородском соборе и др. При сооружении этих храмов были использованы традиции древнерусского зодчества (планы зданий, особенности архитектурной композиции и т. д.). В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, золоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внешняя роспись стен. На каменное зодчество XIV-XV вв. большое влияние оказал стиль деревянных построек, тесно связанный с народным творчеством. Характерное для русской культуры того времени подчеркивание исторических связей с предшествующим периодом нашло, в частности, свое выражение в реставрации архитектурных памятников Переяславля, Ростова, Владимира, Твери, Новгорода.

Русская иконописная традиция к XIV-XV вв. достигла замечательных высот. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, храма Спаса на Ильине улице, а позднее в Москве в конце XIV - начале XV в. работал выходец из Византии выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы.

Высший подъем иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека - русского художника Андрея Рублева. Впечатление цельности и законченности образов А. Рублева создается во многом благодаря сочетанию чистых и нежных красок. Знаменитая «Троица» стала одной из вершин не только русского, но и мирового искусства. Кисти А. Рублева принадлежит также фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского собора, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.


Вопросы для самопроверки

1. Какие земли и княжества играли наибольшую политическую и хозяйственно-культурную роль в период политической раздробленности на Руси?

2. Какова специфика государственного управления в Великом Новгороде, Галицко-Волынских землях и в северо-восточных княжествах?

3. Как земли и княжества Древней Руси боролись с внешней агрессией?

4. Какую роль сыграли древнерусская литература, архитектура и живопись в объединительном процессе русских земель и княжеств?