Культура России в первой половине XIX века - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Культура России в первой половине XIX века - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

Император Александр I, выступавший в начале своего правления с позиций «просвещенного абсолютизма», по существу создал систему образовательных учреждений. Университетский устав, равно как и «Уставы» и «Положения» о деятельности гимназий и училищ первых годов царствования этого императора отличались либеральным духом. Но спустя полтора десятилетия и сам император обнаружил склонность к мистицизму, и официальный курс правительства сменился на охранительный. Так, из Казанского университета были уволены одиннадцать «неблагонадежных» профессоров, а из его библиотеки изъяты «вредные» книги. В 1819 г. в университетах учредили богословские кафедры. Инструкция 1820 г. для управления университетами ставила одной из главных задач образования убеждение студентов в незыблемости и божественном происхождении монархического правления.

Подписанный императором Николаем Павловичем Устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений определил, что в приходских училищах должны получать образование выходцы из «низших сословий», в уездных училищах - дети купцов, ремесленников и других горожан, в гимназиях - дети дворян и чиновников. Учебные программы были сокращены.

В 1835 г. университеты были лишены статуса научно-методических и учебно-административных центров, а также внутренней автономии. Учебные программы еще раз были пересмотрены и сокращены. Плата за обучение в университете постоянно повышалась, число студентов строго ограничивалось. Но квалифицированные специалисты-практики были необходимы, а потому открывались технические и специальные высшие учебные заведения: Практический технологический институт в Петербурге, Московское ремесленное училище, Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Межевой институт в Москве. Действовали Медико-хирургическая академия в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные училища и академии.

В гимназиях и уездных училищах открывались «реальные классы» для изучения химии, черчения, механики, коммерческих наук. Необходимость обучения грамоте требовала расширения сети общеобразовательных школ. С 30-х гг. различные ведомства открывают начальные школы. К 1861 г. их было создано около тридцати тысяч. Появляются школы при фабриках.

Еще в начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о «любви к чтению в России». В 1813 г. в стране было 66 типографий. Количество периодических изданий выросло с 64 наименований в 1800 г. до 230 в 1850 г. В конце 50-х гг. ежегодно выходило из печати около двух тысяч книг. Книгоиздательское дело становилось бизнесом, появились крупные книгоиздатели (В. А. Плавильщиков, С. И. Селивановский, А.Ф. Смирдин и др.). Уже в 30-е гг. в России было около ста книжных лавок. Число их в дальнейшем с каждым годом росло. При многих действовали библиотеки.

Первая половина XIX в. стала временем формирования русского литературного языка. Литераторы и ученые заботились и о развитии русской научной терминологии.

В литературе первой половины XIX в. сосуществовали следующие художественные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В это время создают свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

В 30-е гг. получил развитие жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, Н. А. Полевой, В. Ф. Одоевский), стал популярен исторический роман (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В поэзии оставили заметный след Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков. Значение литературы в первой половине XIX в. было огромным. «У народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести», - писал А.И. Герцен.

Все более заметную роль в общественной жизни играл театр. Первые театры для широкой публики стали возникать еще в XVIII столетии. В начале XIX в. на сцене шли русские и переводные пьесы. Центрами театральной жизни были Малый театр в Москве (с 1824 г.) и Александринский в Петербурге (с 1832 г.). Театры к середине XIX в. существовали уже во многих городах России. В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Музыка, которая в средневековой Руси существовала почти исключительно как церковное пение без, согласно канонам, инструментального сопровождения, с одной стороны, и народное творчество в сопровождении народных музыкальных инструментов, с другой, приобрела новый облик. Необычайную популярность имели романсы. Становление русской национальной школы в музыке связано с именем М.И. Глинки (1804-1857), автора романсов, симфонических произведений классических опер «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842). Новатором в музыке был А. С. Даргомыжский (1813-1869), создавший оперу- балет «Торжество Вакха», оперы «Русалка», «Каменный гость».

В живописи наряду с художниками академической школы (К. П. Брюллов, А. А. Иванов) появляются новые имена, не связанные с ней (А. Г. Венецианов, М. Н. Воробьев, П. А. Федотов). Важную роль в подготовке мастеров сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества, открытое в Москве в 1842 г. Прославились портретисты О. А. Кипренский и П. А. Тропинин.

В архитектуре начала века господствовал стиль позднего классицизма - ампир. В то же время в городской застройке проявляется утилитарный подход - строятся доходные дома.

В Петербурге возводится Казанский собор (А. Н. Воронихин), здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров), здание Главного штаба (К. И. Росси), ансамбль Александринского театра, новый Эрмитаж, Исаакиевский собор. В Москве здание Большого театра (О. И. Бове), Большой Кремлевский дворец (К. А. Тон).

Развивается монументальная скульптура. Ставятся памятники выдающимся деятелям России: в Москве А.В. Суворову (М. И. Козловский), К. М. Минину и Д. М. Пожарскому (И. П. Мартос), в Петербурге - М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (В. А. Орловский). П. К. Клодт создает знаменитые конные группы на Аничковом мосту в Петербурге и памятник И. А. Крылову.

Опираясь на достижения европейской науки и используя знания, собранные российскими исследователями, крупных успехов добились русские ученые. Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей Российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.). Во многих городах России были созданы сельскохозяйственные общества.

Выдающихся успехов достигли математики: Н. И. Лобачевский (создатель неэвклидовой геометрии), М. В. Остроградский, П. В. Чебышев, астроном В. Я. Струве, химик Н. Н. Зинин.

Открытия и изобретения профессора В. В. Петрова (электрохимия и электрометаллургия), академика Б. С. Якоби (гальваника), П. Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова, П. М. Обухова, В. С. Пятова (металлургия) способствовали прогрессу отечественной и мировой науки.

Новые идеи в медицине и физиологии выдвинули Н. И. Пирогов и А. Н. Филомафитский.