Реформы Александра II и их влияние на социальную структуру общества в 60-80-е годы XIX века. Контрреформы 80-90-х годов - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Реформы Александра II и их влияние на социальную структуру общества в 60-80-е годы XIX века. Контрреформы 80-90-х годов - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

Крупнейшим событием российской истории XIX столетия явилась отмена крепостного права, которая была проведена по инициативе Александра II в 1861 г. и которой предшествовала работа ряда «крестьянских» комитетов и комиссий.

5 марта 1861 г. в Петербурге и Москве, а затем и в других городах и селах был объявлен манифест об отмене крепостного права. Одновременно были опубликованы утвержденные царем 19 февраля «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

С момента объявления этого закона крестьяне освобождались от крепостной зависимости и получали ряд личных и имущественных прав. Отныне они могли без разрешения помещика заниматься промыслами и торговлей, приобретать движимую и недвижимую собственность, поступать в учебные заведения и на службу, переходить в сословия мещан и купцов и т. д. Помещики не могли более продавать, наказывать крестьян, вмешиваться в их семейные дела.

Вместе с тем крестьяне оставались одним сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность. Крестьяне могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Сохранялась и даже укреплялась, согласно документам, на основании которых осуществлялась реформа, крестьянская община и общинное землевладение. Помещики сохраняли право собственности на крестьянскую надельную землю, за которую крестьяне обязаны были нести повинности (барщину и оброк). Оброк и барщина были теперь несколько уменьшены и нормированы: 70 дней мужских и женских в год должна была отработать крестьянская семья на барщине, а в оброчных селах и деревнях выплатить за этот же срок 10 рублей (в отдельных местностях от 8 до 12 рублей). Это «временнообязанное» состояние крестьян сохранялось до начала 1883 г. В декабре 1881 г. вступивший на престол в марте этого года Александр III издал Указ о прекращении с января 1883 г. «временнообязанного» состояния крестьян и обязательном переводе их на выкуп. Работать на помещика крестьяне больше не были обязаны, но землевладельцы втягивали их в арендные отношения, имея в собственности необходимые крестьянам луга, удобные в сельскохозяйственном отношении участки на берегах водоемов, лесные угодья. Положение осложнялось тем, что крестьянин был приписан к общине и не мог выйти из нее без ее согласия, даже в том случае, если выкуп за свой надел он выплатил полностью, включая проценты по кредиту, предоставленному государством. Крестьянская надельная земля, даже выкупленная, становилась общинной собственностью. И лишь много лет спустя, в годы аграрной реформы начала века, известной как Столыпинская, часть крестьян смогла, покинув общину, закрепить надел за собой.

Выкупная сделка осуществлялась через специально открытый Государственный банк путем капитализации оброка. Он приравнивался к 6 % выкупной стоимости надела. Следовательно, выкупная сумма исчислялась путем умножения размеров годового оброка на 16 /3. Исчисление выкупной суммы «капитализированного» оброка должно было сохранить помещику прежний доход. Иными словами, за свое освобождение крестьяне уплачивали сумму, которая, будучи положенной в банк, давала в процентах доход, равный прежнему оброку.

Выплата крестьянами выкупных сумм производилась вплоть до 1907 г., когда под влиянием революции 1905-1907 гг. эти платежи были отменены.

Тот факт, что реформа в целом проводилась в интересах прежде всего помещиков, отрицать нельзя. Чтобы удовлетворить требования разных категорий дворянства, страна была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В первых двух были установлены высший и низший размеры земельных крестьянских наделов, в последней - только один, указной. Высший - больше которого крестьяне не могли получить, низший - меньше которого помещик не имел права предлагать крестьянину-домовладельцу. Если размер крестьянского надела до реформы превышал высшую норму, то излишек отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе оказалось отрезанными от 26 до 40 % земли, в нечерноземной около 10 %. В целом по стране крестьяне утратили возможность обрабатывать примерно 20 % земель. Помещик имел право предоставлять крестьянину дарственный надел, не превышающий четверти средних наделов в данной зоне. Крестьяне брали такие наделы, поскольку за них не предусматривался выкуп. Однако рентабельного хозяйства на таком наделе семья вести не могла и попадала в зависимость к помещику, арендуя у него земли. Количество крестьянских земель в стране, таким образом, после реформы сократилось. Но нельзя не отметить и другое: проведение реформы именно в таком виде было на тот момент практически единственно возможной формой компромисса между крупными землевладельцами и крестьянами. Правительство, проводя реформу, должно было:

а) содействовать объективным тенденциям экономического развития страны;

б) сохранить доходы и привилегии помещиков - своей главной социальной базы;

в) удовлетворить вековые чаяния крестьян о земле и воле.

Эти во многом противоречащие друг другу задачи можно было решить только на сложной компромиссной основе при финансовом и правовом посредничестве государственных органов. Не случайно проведению реформы предшествовала долгая работа целого ряда комиссий и комитетов, искавших наиболее рациональное решение проблемы.

Крестьянская реформа имела прогрессивный характер, ибо открыла дорогу рыночным отношениям в стране. Однако, будучи проведенной «сверху», она оказалась половинчатой, так как сохранила многочисленные пережитки феодализма: помещичье землевладение, общину, остатки прежних повинностей крестьян в пользу помещиков.

Отмена крепостного права явилась прологом к целой серии назревших буржуазно-демократических преобразований, за полтора десятилетия существенно изменивших облик и хозяйственное развитие России. Была кардинально реформирована система местного самоуправления в результате введения в 1864 г. земств, а в 1870 г. - органов городского самоуправления. Органы эти, избиравшиеся на всесословной основе и пользовавшиеся автономными правами в вопросах местного благоустройства, налогов, здравоохранения и просвещения, сыграли значительную роль в приближении страны к более передовому, западноевропейскому уровню управления.

Введение суда присяжных в 1864 г. и института мировых судей существенно демократизировало судопроизводство, приблизив его к правовому идеалу равенства всех перед законом. Устав о воинской повинности 1874 г. покончил с устаревшей системой рекрутских наборов и 25-летней солдатчиной. Вместо них была введена всеобщая воинская повинность, определившая более ограниченный, 6-летний (а для флота - 7-летний) срок службы. Серьезным демократическим преобразованиям подверглись система образования (университетский и гимназический уставы 1863-1864 гг.), цензура и печать («Временные правила о печати» 1865 г., отменившие предварительную цензуру для большинства изданий). Создание Госбанка России в 1860 г. и снятие запрета на открытие частных кредитных учреждений дали толчок полосе акционерного учредительства, появлению ряда промышленно-транспортных предприятий и фирм, развязали руки частной инициативе.

Благодаря реформам 60-70-х гг. развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий в стране совершились превращения, занявшие в государствах Европы целые века. Однако негативная реакция на реформы большинства дворянства и сторонников неограниченной монархии, видевших в «либерализме» Александра II главную причину «разгула» революционно-демократических настроений в обществе, привела в 80-90-х гг. к серьезному отходу назад. После гибели Александра II в руководстве страны взяли верх сторонники контрреформ, получившие в этом открытую поддержку следующего монарха, Александра III (1881-1894). Его преемник Николай II продолжал отцовский курс.

Идейными вдохновителями его консервативного политического курса стали обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, редактор «Московских ведомостей» М. Н. Катков, министр просвещения И. Д. Делянов.

В 1884 г. был издан новый университетский устав, усиливавший зависимость университетов от администрации учебных округов. Отменялась выборность ректора и деканов. Студентам предписывалось ношение формы. Повышалась плата за обучение. Поступающие в университет должны были предъявлять свидетельство о политической благонадежности. В 1887 г. был издан циркуляр, на основании которого ограничивался доступ в гимназии для детей низших сословий.

В 1889 г. был проведен закон о земских участковых начальниках - чиновниках, назначаемых сверху из числа лиц дворянского происхождения. Земство тем самым еще решительнее ставилось под государственный контроль. Земская контрреформа 1890 г. изменила порядок избрания в земские органы, обеспечив в них преобладание дворян. Новое «Городовое положение» 1892 г. повысило имущественный ценз при выборах гласных городских дум. Теперь только приблизительно 1 % горожан имели право избирать и быть избранными в органы городского самоуправления.

С 1889 г. перестал действовать мировой суд. Правительство по своему усмотрению вводило с 1882 г. чрезвычайное положение сроком на 3 года на территориях, население которых было настроено нелояльно, что представляло угрозу правопорядку. Его можно было продлить.

В результате период 60-70-х гг., который современники назвали «эпохой великих реформ», явился лишь частичным шагом в направлении демократизации общества, не убрал окончательно всех препятствий с пути капиталистического развития страны. Незавершенность, половинчатость реформ оказалась чреватой будущими острейшими политическими конфликтами, роковым политическим противостоянием, предопределившим революционные потрясения начала XX в.