Дискретная форма представления информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Дискретная форма представления информации - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ;

метапредметные — понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов;

личностные — навыки концентрации внимания.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение сущности процесса дискретизации информации;

2) систематизация представлений о двоичном кодировании; рассмотрение общей схемы перевода символов произвольного алфавита в двоичный код;

3) выявление взаимосвязи между разрядностью двоичного кода и возможным количеством кодовых комбинаций;

4) обоснование универсальности двоичного кодирования;

5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• дискретизация;

• алфавит;

• мощность алфавита;

• двоичный алфавит;

• двоичное кодирование;

• разрядность двоичного кода.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Двоичное кодирование”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Определение понятия “кодирование информации”” (135044);

2) анимация “Понятие “код”” (134945);

3) анимация “Примеры кодов” (135115);

4) анимация “Определение понятия “перекодирование информации”” (135147);

5) тест по теме “Кодирование информации” — “Система тестов и заданий N10” (134851);

6) виртуальная лаборатория “Цифровые весы” (135009).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока осуществляется:

1) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ;

2) проверка изученного материала по вопросам 1-10 к § 1.4.

Далее ученикам можно предложить в течение 10 минут ознакомиться с анимациями 1-4 и выполнить тест по теме “Кодирование информации”.

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Двоичное кодирование”. В процессе изложения материала выполняются задания № 36, 37, 38, 42, 43, 44, 51 в РТ.

В рабочей тетради имеется подборка из 19 заданий, так или иначе относящихся к рассматриваемой на уроке теме. В полном объеме эти задания предназначены для мотивированных школьников, планирующих сдавать ОГЭ и ЕГЭ.

Домашнее задание

§ 1.5, вопросы и задания № 1-10 к параграфу; № 39, № 41, № 46, № 49, № 52 в РТ.

Дополнительное задание: самостоятельно познакомиться с виртуальной лабораторией “Цифровые весы”.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 7. i = 5, N = 32.

№ 10. i = 5, N = 32, 32 > 26. Достаточно.

№ 11. НАИГАЧ

Задания в рабочей тетради

№ 36. 3.

№ 37. 2.

№ 38. 8 последовательностей: +++, ++-, +-+, +--, -++, -+-, --+, ---.

№ 39. N = 64, i = 6.

№ 40. Нет. Пятиразрядный двоичный код позволяет закодировать ровно 32 разных символа.

№ 41. 4 лампочки; их достаточно для передачи 16 сигналов.

№ 42. В английском алфавите 26 букв. Следовательно, для кодирования символов этого алфавита потребуется пятиразрядный двоичный код. Если передаваемое сообщение состоит из 20 символов английского алфавита, то в рассматриваемом двоичном коде ему будет соответствовать 100 символов.

№ 43. 4.

№ 44. 3) AABCDEBC.

№ 45. 2) NONAME.

№ 46. 2.

№ 47. Все варианты ответов начинаются с буквы “С”, которым в двоичной строке должны соответствовать три первых символа 100. На втором месте (судя по вариантам ответа) может быть либо буква “В”, либо буква “А”, которым соответствуют двоичные цепочки 10 и 011. В декодируемой двоичной строке есть 011, т. е. в ответе на втором месте должна стоять буква “А”. Этому условию удовлетворяю 2-й и 3-й варианты ответа; варианты 1 и 4 из дальнейшего рассмотрения исключаем. Итак, на третьем месте (судя по вариантам ответа) может быть либо буква “D”(110), либо буква “Е” (01). В декодируемой двоичной строке есть 01, т. е. в ответе на третьем месте должна стоять буква “Е”. Это 2-й вариант ответа: CADEB. Можно закодировать его в соответствии с кодовой таблицей и убедиться, что полученная строка полностью совпадает с исходной двоичной строкой.

№ 48. Анализ закодированного сообщения показывает, что в исходном слове должно быть 6 символов, причем 1-й и 5-й, а также 3-й и 6-й символы должны попарно совпадать. Таким условиям соответствует слово “ресурс”, ответ: 4.

№ 49. 3) озон.

№ 50. 1001100011, наибольшее число подряд идущих нулей — 3.

№ 51. 3.

№ 52. АТЖУАТХА.

№ 53. ПРТИПЙ, 6 букв.

№ 54. Закодируем переданное сообщение: 1101001. Так как код буквы “Б” является началом кода букв “В” и “Г”, а код буквы “В” можно рассматривать как код цепочки “БА”, то возможны следующие варианты декодирования полученной двоичной строки: ББАБААБ, БВБААБ, ББАВАБ, БВВАБ, ГАВАБ, ГАБААБ.