Основные компоненты компьютера - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Основные компоненты компьютера - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты

предметные — систематизированные представления об основных устройствах компьютера и их функциях;

метапредметные — обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

личностные — понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники.

Решаемые учебные задачи:

1) разъяснение сущности компьютера как универсального (1) электронного (2) программно управляемого (3) устройства;

2) обобщение представлений об основных устройствах компьютера с точки зрения выполняемых ими функций; проведение аналогии между человеком и компьютером;

3) рассмотрение основных характеристик компьютера;

4) рассмотрение схемы информационных потоков в компьютере.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• компьютер;

• процессор;

• память;

• устройства ввода информации;

• устройства вывода информации.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Основные компоненты компьютера и их функции”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Компьютер и его назначение” (134879);

2) анимация “Внутренняя память ЭВМ: видеопамять” (135057);

3) анимация “Внутренняя память ЭВМ: емкость памяти” (134929);

4) анимация “Внутренняя память ЭВМ: кэш-память” (134947);

5) анимация “Внутренняя память ЭВМ: оперативная память” (135117);

6) анимация “Внутренняя память ЭВМ: ПЗУ BIOS” (135033);

7) анимация “Внутренняя память ЭВМ: постоянная память” (135086);

8) анимация “Внутренняя память ЭВМ: энергонезависимая оперативная память (CMOS RAM)” (135042);

9) анимация “Структура цифровой ЭВМ” (135052);

10) анимация “Структура цифровой ЭВМ — магистраль (шина)” (135096);

11) интерактивное задание “Программа-тренажер “Устройство компьютера-1”” (119293).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока излагается новая информация с использованием презентации “Основные компоненты компьютера и их функции”, в ходе которой желательно просмотреть анимацию “Компьютер и его назначение”. При рассмотрении схемы информационных потоков можно использовать анимации “Структура цифровой ЭВМ”, “Структура цифровой ЭВМ — магистраль (шина)”.

Для закрепления полученной информации можно использовать программу-тренажер “Устройство компьютера-1”, организовав индивидуальную работу учеников или выполнив задание во фронтальном режиме на большом экране.

Можно организовать групповую работу школьников по решению задач № 82, 83, 84 в РТ.

Можно предложить несколько вариантов организации практической части урока, рассмотрев на ней вопросы истории вычислительной техники.

Вариант 1. Идея заимствована из разработки внеклассного мероприятия С. Н. Серых.

Учащимся предлагается посетить Виртуальный музей информатики (http://informat444.narod.ru/museum/), другие интернет-ресурсы и найти там информацию, необходимую для разгадывания кроссворда, составленного из фамилий людей, внесших значительный вклад в развитие вычислительной техники.

Вопросы:

1. Ученый, имя которого связано с созданием лаборатории по разработке ЭВМ, названной МЭСМ (Малая электронная счетная машина); создатель первого компьютера в континентальной Европе.

2. Под его руководством были разработаны: “Стрела”, “Урал-1”.

3. Он является одним из зачинателей теоретического и системного программирования, создателем Сибирской школы информатики. Его существенный вклад в становление информатики как новой отрасли науки и нового феномена общественной жизни широко признан в нашей стране и за рубежом.

4. Один из основоположников современных информационных технологий и мыслитель-футуролог, впервые предложивший механизм перекрестных ссылок, аналогичный используемому в гипертексте.

5. Один из первых исследователей человеко-машинного интерфейса и изобретатель мыши.

6. Автор проекта первой электронно-счетной машины.

7. Изобретатель, впервые продемонстрировавший работу устройства под управлением перфокарт.

8. Изобретатель счетного устройства. В честь его назван язык программирования.

Ответы:

Вариант 2. Учащимся можно предложить фамилии людей, внесших вклад в историю развития вычислительной техники. Это могут быть Лебедев, Рамеев, Ершов, Буш, Энгельбарт, Цузе, Жаккард, Паскаль. Необходимо расположить их на ленте времени, найдя недостающую информацию в сети Интернет.

Создать ленту времени можно с помощью сервиса TimeRime* (http://timerime.com/), имеющегося в свободном доступе в сети Интернет.

Домашнее задание

§ 2.1, вопросы и задания 1-9 к параграфу, № 76, 77 в РТ.

Дополнительные задания: подготовить сообщение о внутренней памяти компьютера на основании анимаций “Внутренняя память ЭВМ: видеопамять”, “Внутренняя память ЭВМ: емкость памяти”, “Внутренняя память ЭВМ: кэш-память”, “Внутренняя память ЭВМ: оперативная память”, “Внутренняя память ЭВМ: ПЗУ BIOS”, “Внутренняя память ЭВМ: постоянная память”, “Внутренняя память ЭВМ: энергонезависимая оперативная память (CMOS RAM)”; выполнить одно из заданий № 79, 80, 81 в РТ.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 11. См. комментарии к № 77 в РТ.

№ 14. Пусть оперативная память компьютера 80 Гбайтов. Для хранения одной страницы текста требуется 2400 байтов (40 ∙ 60).

В оперативную память можно записать 3 579 140 страниц. Это примерно 35 791 см, или 378 м.

№ 15. Примерно 2 часа.

Задания в рабочей тетради № 76

№ 77

№ 82. Пусть объем жесткого диска 320 Гб.

320 Гб = 320 ∙ 220 Кб.

Одна страница содержит 2400 символов (40 ∙ 60). Это примерно 2,3 Кб.

На диске можно разместить примерно 146 000 000 таких страниц (320 ∙ 220/2,3).

Высота стопки составит 1 460 000 см = 14 600 м = 14,6 км. № 83. Около 14 часов.

№ 84. Около 7 страниц.

№ 85. 3*2*2 = 12.


* Методика работы с этим сервисом доступно изложена на сайте https:// docs.google.com/document/pub?id = lVjMAv8wR46XKlQf8s6DqYAtKV9i7qlbTIlvq5IDF9G4