СЛЕДУЮЩИЙ И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

Математика 1 класс - Поурочные разработки

СЛЕДУЮЩИЙ И ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

Цели: ввести термины “следующий” и “предшествующий”; продолжить формирование представления об очередности расположения предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук и речевые умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Задание на смекалку.

– Сообразите.

В трех банках находятся крупа, вермишель и сахар. На одной из них написано “Крупа”, на другой – “Вермишель”, на третьей – “Крупа” или “Сахар”. В какой банке что находится, если содержимое каждой из них не соответствует надписи?

Крупа


Вермишель


Сахар

(Крупа)



Ответ: сахар крупа вермишель

2. Ответить на вопрос: сколько треугольников на рисунке?

3. Задачи в стихах.

Пять щенят

Плюс мама-лайка.

Сколько будет, сосчитай-ка?

* * *

Что хромаешь ты, жучок?

Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

– На скольких ножках ползет теперь жучок?

III. Сообщение темы урока.

– Разгадайте правило, по которому расположены фигуры в ряду.

– Назовите фигуру, которая идет за кругом. (Треугольник.)

– Что значит “идет за”? (Следующий.)

– Назовите фигуру, которая идет перед, то есть предшествует последней фигуре в данном ряду. (Круг.)

– Продолжите данный ряд.

– Сегодня на уроке будем учиться использовать термины “следующий” и “предшествующий”.

IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 23).

Задание № 1.

Для выполнения задания от учащихся не требуется полного знания алфавита. Достаточно, чтобы они правильно прочитали данную таблицу, а именно: двигались по строке слева направо, а при переходе на новую строку возвращались к ее началу.

– Что записано в этой таблице?

– Какая буква русского алфавита является первой? Назовите ее.

– Назовите последнюю букву русского алфавита.

– Назовите букву, которая расположена перед буквой Я, то есть предшествует ей.

– Назовите букву, которая расположена за буквой А, то есть следующую букву и т. д.

Задание № 2.

– Что нарисовано в данном ряду?

– Найдите и поставьте фишку на первую слева куклу.

– Сравните куклы. Есть ли кукла, похожая на первую слева куклу? Если есть, то поставьте на нее еще одну фишку.

– Назовите ее место в этом ряду. (Четвертая.)

Задание № 3.

Это задание носит комбинаторный характер. Учащимся надо найти только один новый вариант расположения трех шариков, но если кто-то из них захочет продолжить комбинировать, то следует предоставить такую возможность.

– Нарисуйте в тетради: слева – желтый шарик, справа – синий, а между ними – красный.

– В нижнем ряду нарисуйте эти же шарики, но в другом порядке.

– Назовите, какого цвета первый шарик справа в нижнем ряду.

– Какого цвета шарик, следующий за желтым?

– Какого цвета шарик последний?

Следующие варианты решения данной комбинированной задачи.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.

Митя шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок.

Положил их в кузовок.

V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 13).

Учащиеся выполняют задания № 1–3.

Физкультминутка

VI. Фронтальная работа.

Игра “Откуда голос и чей голос?”.

Дидактическая цель: формирование пространственных представлений.

Содержание игры. Один из играющих становится спиной к классу, другой просит указать, откуда голос (сзади, слева от него или справа), а затем сказать, чей голос он услышал. Учитель молча рукой показывает, кто должен громко, не спеша произнести какой-либо звук, слово, предложение. Эту игру можно провести в лесу, в парке, на школьной площадке.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?