СЛЕВА И СПРАВА, ВВЕРХУ И ВНИЗУ

Математика 1 класс - Поурочные разработки

СЛЕВА И СПРАВА, ВВЕРХУ И ВНИЗУ

Цели: учить устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу; продолжить формирование умений ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), находить определенный рисунок на странице учебника; развивать память и пространственное мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Работа с рисунком.

– Рассмотрите рисунок. Расскажите, кто сидит за столом.

– Кто сидит на самом большом стуле? На самом маленьком?

– Кто больше: слон или ослик?

– Кто из зверей самый большой? Самый маленький?

– Чего больше: гостей или чашек?

2. Работа со счетными палочками.

Учащиеся по образцу складывают фигуры из счетных палочек.

а)       б)

в)

– На что похожи полученные фигуры?

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунок на доске. Чем отличаются все фигуры, нарисованные слева, от всех фигур справа?

Учащиеся дают ответы, используя слова “слева” и “справа”.

– Тема нашего урока “Слева и справа, вверху и внизу”.

IV. Изучение нового материала.

Работа по учебнику (с. 8).

Задание № 1.

– Расскажите, что нарисовано СЛЕВА? (Слева изображен Миша рядом с копной сена. Слева изображен кот рядом с Мишей.)

– Расскажите, что нарисовано СПРАВА? (Справа от щенка – Маша. Справа от Маши – сноп.)

При возникновении затруднений учитель может взять на себя роль Маши (или Миши) и продемонстрировать предложенную ситуацию, держа в правой руке какой-нибудь предмет и стоя сначала спиной, а потом лицом к классу.

Задание № 2.

– Расскажите, что держит Миша в левой руке. (Миша держит грабли.)

Что держит Маша в правой руке? (Маша держит корзинку.)

Задание № 3.

Учащиеся должны отыскать ошибки в рисунке. Эти ошибки связаны с понятиями “вверху” и “внизу”. При анализе рисунка учащиеся обязательно должны использовать термины “вверху” и “внизу”.

Солнце должно быть вверху.

Озеро с утками – внизу и т. д.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.


V. Фронтальная работа.

Игра “Вершки и корешки”.

Дидактическая цель: составление пары предметов.

Средства обучения: корнеплоды и отдельно листья свеклы, редиса и петрушки.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске 6 учеников. Трое из них берут корнеплоды, остальные – ботву свеклы, редиса и петрушки. Учитель называет имя ученика, у которого в руках морковь (корнеплод), и, обращаясь к детям, которые держат листья, спрашивает: “Корешок, корешок, где твой вершок?” Ученик, у которого ботва этого растения, показывает листья моркови всем детям и говорит: “Вершок моркови у меня”. Дети встают рядом. В итоге игры дети определяют число пар (корешков с вершками).

Физкультминутка

VI. Работа в тетради: “Графический диктант”.

Задание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и формирование умения ориентироваться в тетради.

Елочка.

1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,

1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,

1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо,

1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,

3 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 3 влево,

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,

1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево.

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?