Составная задача - Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 1 класс - Школа России Ситникова Т. Н. - 2016 
загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Урок 109. Составная задача

Цель: познакомить с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; распознавать задачи с недостающими данными и задачи, которые нельзя решить; составлять план решения задачи в два действия; решать задачи в два действия; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Работа над задачами

— Найдите задачи-ловушки, которые нельзя решить, и объясните почему.

• В банке было 5 кг муки. Мама взяла из банки 2 стакана муки для пирожков. Сколько стаканов муки осталось в банке?

• На ветке созрели 7 яблок. Несколько яблок сорвали. Сколько зрелых яблок осталось на ветке?

• На полке было 9 книг. Таня поставила еще несколько книг, и их стало 5. Сколько новых книг Таня поставила на полку?

• Если Женя подарит 5 вкладышей другу, у него останется 11 вкладышей. Сколько вкладышей у Жени сейчас?

2. Логическая разминка

— Как разделить 7 лягушат, сидящих в пруду, тремя линиями так, чтобы каждая плавала в своей части пруда?

3. Устный счет

— Покажите знак +, если согласны с утверждением, и знак —, если не согласны.

• Число 13 состоит из 1 десятка и 3 единиц. (+)

• В числе 10 десятки отсутствуют, а единиц 1. (—)

• Перед числом 17 стоит число 18. (—)

• За числом 18 следует число 19. (+)

• Соседи числа 17 — 16 и 18. (+)

• В числе 17 только 1 десяток, а единиц на 7 больше. (—)

• Перед числом 20 стоит число 19. (+)

(Можно использовать КИМы (математический диктант № 3, с. 81).)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте задачу.

На первой полке 10 книг, а на второй на 2 книги меньше. Сколько книг на второй полке?

— Выполните в тетрадях краткую запись задачи.

(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)

1-я п. — 10 к.

2-я п. — ?, на 2 к. меньше.

— Назовите решение задачи.

— Измените ее вопрос так, чтобы задачу нельзя было бы решить в одно действие.

— Какие изменения нужно внести в краткую запись?

— Какими будут решение и ответ новой задачи?

— Откройте учебник на с. 63. Прочитайте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 63).

— Прочитайте задачу.

— Сколько шариков на первой проволоке? (10.)

— Известно ли, сколько шариков на второй проволоке? Что сказано об этих шариках? (Их на 3 меньше.)

— Что значит «на 3 меньше»? (Столько же, но без 3.)

— Где на рисунке спрятаны шарики, нанизанные на вторую проволоку? (За полоской.)

— Составим план решения задачи. Прочитайте первый вопрос. Составьте ответ. (Сначала надо узнать, сколько шариков на второй проволоке.)

— Прочитайте второй вопрос. Составьте ответ. (Потом надо узнать, сколько всего шариков.)

— Как это узнаем? (К шарикам на первой полке прибавим количество шариков на второй полке, которое получили первым действием.)

— Запишите решение и ответ.

№ 2 (с. 63).

— Прочитайте задачу.

— Сколько карандашей в первой коробке? (6.)

— Известно ли, сколько карандашей во второй коробке? (Нет.)

— Что сказано в задаче о количестве карандашей во второй коробке? (Их на 2 меньше, чем в первой.)

— Что надо узнать в задаче? (Сколько карандашей в двух коробках.)

— Составьте план решения задачи: что узнаем сначала, что узнаем потом, как мы это узнаем?

(Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают первое действие.)

— Что мы узнали, когда из 6 вычли 2 и получили 4? (Сколько карандашей во второй коробке.)

— Можем ли мы теперь узнать, сколько карандашей в двух коробках? (Да, надо к 6прибавить 4.)

(Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают второе действие и ответ задачи.)

V. Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть предплечья.)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте.)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал,

Зайка тут же убежал.

(Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 3 (с. 63).

(Устное выполнение. Учащиеся показывают пропущенные числа с помощью карточек.)

№ 4 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Затем предварительное знакомство с общими приемами сложения и вычитания с переходом через десяток.)

— Сколько в первом примере всего вычли?

— Сколько вычли сначала, сколько потом? Повторите, как из 12 вычитали 9.

(По аналогии разбираются остальные примеры.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2, 5 (с. 31).

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 63). Работа в парах.)

— Составьте задачу вместе. Расскажите друг другу план ее решения.

(Проверка. К доске выходит одна пара и называет решение.)

— Кто сегодня на уроке все задачи решил правильно?

— Кто понял, как решаются такие задачи?

— Кому нужна помощь?

— Кто сам может объяснить товарищам новую тему?

— Оцените свои знания с помощью «Светофора».

VIII. Подведение итогов урока

— Какие задачи мы учились решать сегодня на уроке?

— Что научились составлять перед решением задачи?

— Для чего это нужно уметь?





загрузка...
загрузка...