Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 6 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 1 класс - Школа России Ситникова Т. Н. - 2016 
загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Урок 114. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 6

Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 6, 8 + 6, 7 + 6, 6 + 6; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11 и 12; развивать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра «Рыбалка»

— Соедините каждую рыбку с ведерком, в которое ее поймали.

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым эта задача решается.)

• На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови — на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад? (+)

• Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин — на 10 меньше. Сколько посадили рябин? (—)

• С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго — 6. На сколько помидоров меньше сняли со второго куста, чем с первого? (—)

• Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько рыбок поймал Миша? (+)

3. Логическая разминка (работа по учебнику)

(«Занимательные рамки» (с. 69). Учитель сначала объясняет правила игры. Первую рамку решают под руководством учителя, затем работают в парах по вариантам.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте выражения, употребляя названия компонентов и результатов сложения и вычитания.

7 + 2

11 - 1

7 + 3

11 - 2

7 + 4

11 - 3

7 + 5

11 - 4

— Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Назовите все возможные варианты.

— В каких выражениях получатся двузначные числа?

— Какие числа нужно вычесть из 11, чтобы получилось однозначное число?

— Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили?

— Как изменяются значения выражений? Почему?

— Продолжите первый столбик еще на одно выражение.»

— Какой пример получился?

— Найдите значение.

— Как к 7 прибавить число 6?

— Откройте учебник на с. 69. Посмотрите на поля. Какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

IV. Работа по теме уроке

1. Практическая работа

(Учитель на наборном полотне выкладывает 7 красных и 6 синих квадратов, иллюстрируя случай сложения 7 + 6.)

— Сколько синих квадратов? (7.)

— Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6.)

(Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 7 синих квадратов.)

— Как будем прибавлять 6? (По частям.)

— Сколько надо прибавить сначала? (5.)

— Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 3 квадратов.)

— Значит, на какие части разложим число 6? (На 3 и 3.)

— Почему? (6 — это 3 и 3.)

— Сколько прибавим сначала? (3.)

— Сколько получилось? (10.)

— Сколько прибавим потом? (Еще 3.)

— Сколько получилось? (13.)

(Эту работу можно также предложить выполнить одному ученику у доски.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 69. Объясните, как к 9 прибавить 6. (Будем прибавлять к 9 синим квадратам 6 красных квадратов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 5, так как 6 — это 1 и 5. 9 + 1 = 10, 10 + 5 = 15. Значит, 9 + 6 = 75.)

(По аналогии разбираются остальные примеры.)

— Посмотрите на примеры в рамочке.

— Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 6.)

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)

— Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.)

— Закройте ответ последнего равенства.

— Как, используя равенство 7 + 6, можно найти закрытый ответ?

(Работа в парах по карточкам с примерами. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)

№ 1 (с. 69).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Проверка.)

V. Физкультминутка

Ползет улитка по тропе.

Несет свой домик на спине.

Ползет тихонько, не спешит.

По сторонам вовсю глядит.

Ну а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет.

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 69).

— Прочитайте задачу.

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

— Что узнаем сначала? Что узнаем потом?

— Выберите запись на доске, которая подходит к задаче.

Яб. - 10 д.

Гр. — ?, на 2 д. больше.

— Запишите решение самостоятельно.

(Самопроверка.)

№ 3 (с. 69).

(Один ученик выполняет на доске схему. Коллективная проверка: ученики соотносят решение задачи и ответ со схемой на доске.)

№ 4 (c. 69).

(Устное выполнение с комментированием по цепочке.)

№ 5 (с. 69).

(Один ученик с места комментирует чертеж и решение задачи.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 36).

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 69). Учащиеся записывают только ответы. Затем один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 84).)

— Как вы запомнили табличные случаи сложения?

— У кого уже нет ошибок?

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Оцените свои знания с помощью «Светофора».

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?





загрузка...
загрузка...