Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 8, [ ] + 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 8, [ ] + 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 8 + 8, 9 + 8, 9 + 9; провести работу, направленную на запоминание таблицы сложения в пределах 20; развивать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Молчанка”

(Учитель показывает лепесток. Учащиеся считают и карточкой показывают ответ.)

2. Работа над задачами

(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель читает вопрос, учащиеся поднимают карточку с номером соответствующего выражения.)

1) 5 - 2;

2) 2 + 5;

3) 7 - 2;

4) 7 - 5.

— Сколько клубничек? (3.)

— Сколько вишен? (4.)

— Сколько всего ягод? (2)

— На сколько вишен меньше, чем клубничек? (1.)

3. Логическая разминка

(Класс делится на три группы. Каждая группа получает набор геометрических фигур. Четвертый набор (большего размера) для работы у доски.)

— Сложите фигуры из частей квадрата.

(Сначала учащиеся работают в группах, затем несколько учеников складывают фигуры у доски.)

— Как одним словом назвать фигуры, которые получились? (Многоугольники.)

— Сколько здесь четырехугольников? (4.)

— Как называются остальные фигуры? (Шестиугольники.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске рисунки.)

— Составьте по рисункам выражения. (6 + 8, 7 + 8, 8 + 8, 9 + 8.)

(Учитель записывает выражения в столбик.)

— Найдите ответ первого примера.

— Рассмотрите внимательно остальные примеры. Чем они похожи? (Второе слагаемое одинаковое.)

— Как изменяется первое слагаемое?

— Как изменится сумма?

— Найдите ответы для остальных выражений.

— Какие равенства нам еще неизвестны?

— Как нашли ответ?

— Откройте учебник на с. 71. Посмотрите на выражения на полях. Какие вычислительные случаи мы будем сегодня разбирать?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Знакомство с вычислительными случаями [ ] + 8, [ ] + 9 проводится по иллюстрации на с. 71 по аналогии с предыдущими уроками. Учащиеся подробно комментируют решение примеров, объясняя, какие числа надо вставить в окошки. Если это вызывает затруднение, учитель может провести работу с использованием геометрических фигур и наборного полотна. Далее проводится работа с примерами в рамочке также по аналогии с предыдущими уроками. После этого работа в парах по карточкам. Каждый ученик достает из конверта по пять карточек с примерами. Учащиеся по очереди показывают пример соседу, тот называет ответ, затем карточка переворачивается.)

№ 1 (с. 71).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. Проверка в парах. Ответы записаны на откидной доске.)

V. Физкультминутка

Мы шли-шли-шли,

Землянику слева нашли,

Сели, поели,

Опять пошли.

Мы шли-шли-шли,

Подберезовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2-4 (с. 71).

(Коллективное выполнение с комментированием. Во время разбора необходимо провести словарную работу — уточнить значения слов “масса” и “старше”.)

*№ 6 (с. 71).

(Самостоятельное выполнение.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 37).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 71). Учащиеся показывают пропущенные числа с помощью карточек. Учитель по очереди просит учеников назвать число вслух. Если правильно, остальные один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

— Кто сегодня смог назвать без ошибок все примеры, когда вы выполняли задание в парах?

— У кого ошибок стало меньше?

— Кому надо повторять таблицу?

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?

— Какое чувство вы испытали, когда сами, без помощи рисунка объясняли новые случаи сложения?