Число и цифра 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Число и цифра 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4; научить писать цифру 4.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке; определять состав числа 4; соотносить число и цифру 4; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— На прошлом уроке мы с вами учились разгадывать ребусы. Вспомните, что показывают запятые. (Что в слове нужно убрать буквы.)

— Какие буквы нужно убрать, если запятые стоят после слова или картинки, которая это слово заменяет? (Последние.)

— Разгадайте ребусы.

(Косы, тигр, стрекоза, пальцы, туна.)

2. Устный счет

Игра “Веселый мяч”

(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч.)

• Сосчитай от 3 до 6.

• Сосчитай от 8 до 4.

• Назови соседей числа 8.

• Какое число стоит перед числом 4?

• Какое число стоит после числа 2?

• Какое число стоит между числами 4 и 6?

3. Практическая работа

— У меня в руках 3 палочки. В правой руке 2 палочки. Сколько палочек в левой руке? (1.)

— В правой руке 1 палочка. Сколько палочек нужно взять, чтобы их стало 2? (1.)

— Как можно разложить 3 палочки в две руки? (В одну руку взять 2 палочки, в другую — 1.)

4. Составление числовых записей

— Составьте числовые записи к стихотворениям.

(Один ученик составляет записи на откидной доске с помощью цифр из наборного полотна.)

На полянке у дубка

Крот нашел два грибка.

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов? (2 + 1 = 3.)

— Почему выбрали знак “плюс”? (Грибову крота стало больше.)

— Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

— Два, но дедушке дадим

И останется... (2 — 1 = 1.)

— Почему вы выбрали знак “минус”? (Бубликов у Петушка стало меньше.)

III. Самоопределение к деятельности

— Приготовьте геометрические фигуры.

— Положите 1 треугольник.

— Что нужно сделать, чтобы треугольников стало 2? (Положить еще 1 треугольник.)

— Положите. Сколько стало треугольников? (2.)

— Как получили число 2? (2 — это 1 и еще 1.)

— Что нужно сделать, чтобы стало 3 треугольника? (Положить еще 1 треугольник.)

— Положите. Сколько стало треугольников? (3.)

— Как получили число 3? (3 — это 2 и еще 1.)

— Что нужно сделать, чтобы стало 4 треугольника? (Положить еще 1 треугольник.)

— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Получать число 4 и писать цифру 4.)

IV. Работа по теме урока

1. Определение состава числа 4

— Как получили 4 треугольника? (К 3 треугольникам добавили еще 1 треугольник.)

— Возьмите 2 палочки. Что нужно сделать, чтобы их стало 3? (Положить еще 1 палочку.)

— А если к 3 палочкам добавить еще 1 палочку, сколько станет всего палочек? (4.)

— Как получить число 4? (4 — это 3 и еще 1.)

— Как можно обозначить число 4 цифрой? Покажите соответствующую карточку.

— Кто встречался с этой цифрой? Где вы ее видели?

— Посмотрите, чего у нас в классе 4. (Ответы детей.)

— У стола четыре ножки,

И у шкафа, и у кошки, —

Нам четверочка сказала,

Целый день она считала.

Цифре кошка объяснила:

— Ножки могут быть у шкафа,

Ты, наверное, забыла,

У меня не ножки — лапы.

— На что похожа цифра 4? (Ответы детей.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 30, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке. (Сколько получится, если к 3прибавить 13)

— Ответили мы на этот вопрос? (Да, получится 4.)

— Рассмотрите рисунок.

— Прочитайте выражение со знаком “плюс”. (Три плюс один равно четырем.)

— Составьте рассказ по этому выражению (1. В гараже 3 машины исправных и 1 сломанная. Всего в гараже 4 машины. 2. У машины уже отремонтировали 3 колеса, а 1 еще ремонтируют. Всего у машины 4 колеса.)

— Прочитайте выражение со знаком “минус”. (Четыре минус один равно трем.)

— Составьте рассказ по этому выражению. (1. У машины было 4 колеса, 1 сняли. Осталось 3 колеса. В гараже 4машины, одну уже начали ремонтировать. Еще 3 машины будут ремонтировать позже.)

— Рассмотрите монеты на полях. Как с помощью этих монет разными способами набрать 4 руб.? (2 руб. и 2 руб. или 2 руб., 1 руб. и 1 руб.)

— Рассмотрите рисунки ниже. Прочитайте вопрос к ним. Ответьте на вопрос вместе с соседом по парте.

V. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают:

В поле бабочки летают.

(Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

(Взмахи руками, покружиться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Сравните фигуры на полях на с. 31. Чем они похожи? (Сделаны из палочек, имеют углы и стороны.)

— Чем они отличаются? (Одна фигура составлена из трех палочек, а другая из четырех.)

— Как называется фигура, составленная из трех палочек? (Треугольник.)

— Как называется фигура, составленная из четырех палочек? (Четырехугольник, квадрат.)

— Посмотрите, как число 4 обозначается на костяшках домино.

— Какое время показывают часы? (4 ч, так как маленькая стрелка показывает на цифру 4, а большая смотрит вверх.)

— Прочитайте задание на с. 31. С помощью рисунка определите, что больше, а что меньше.

— Рассмотрите рисунки ниже. Договоритесь с соседом по парте, кто из вас будет составлять рассказ по первому рисунку, а кто по второму. Составьте рассказы и расскажите друг другу.

— Какая запись подходит к первому рисунку? (3 + 1 = 4.)

— Какой рассказ составили? (На листе сидели 3лягушки, к ним запрыгнула еще 1. Лягушек стало 4.)

— Какая запись подходит ко второму рисунку? (4 — 1 = 3.)

— Какой рассказ составили? (На ветке сидели 4 птицы, 1 птица улетела. Осталось 3 птицы.)

— Рассмотрите рисунки ниже. Что изображено на первом рисунке? (К2 синим кругам положили 2красных круга. Получилось 4 круга.)

— Какую числовую запись составим к этому рисунку? (2 + 2 = 4.)

— Что изображено на втором рисунке? (Было 4 квадрата, 2 квадрата отрезали, осталось 2 квадрата.)

— Какую числовую запись составим к этому рисунку? (4 — 2 = 2.)

— Что изображено на третьем рисунке? (Было 4 квадрата, 1 отрезали. Осталось 3 квадрата.)

— Какую числовую запись составим к этому рисунку? (4 — 1 = 3.)

— Прочитайте вопросы к рисунку на полях. Ответьте на них самостоятельно.

— Как вы считаете, какой предмет лишний? Почему? (Красный мяч — отличается по цвету. Куб — отличается по форме. Большой мяч — отличается по размеру.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Сейчас мы будем учиться писать цифру 4. Откройте тетрадь на с. 11.

Вот четверка. Не сложна

В написании она:

Слева угол впереди,

Справа линию веди.

Есть еще короче путь:

Надо стул перевернуть.

Слева ножка, справа спинка,

Очень точная картинка.

— Посмотрите на цифру 4. Что показывают две синие звездочки? (Пишем с отрывом.)

— Обведите цифры в верхней строке и допишите строчку до конца самостоятельно.

— Какую закономерность вы видите в написании цифр во второй строке? (Цифры 1, 2, 3, 4 написаны в прямом и обратном порядке.)

— Допишите цифры до конца строки, соблюдая закономерность.

— Прочитайте первое задание. Сколько красных яблок нужно дорисовать, чтобы всего стало 4 яблока? (1.)

— Прочитайте следующее задание. Рассмотрите рисунки.

— Что меняется? (Количество квадратов и цвет.)

— Что нарисуете в последней рамке? (4 желтых квадрата.)

— Что обозначает знак около следующего задания? (Нужно соотнести рисунок и математическую запись.)

— Выполните задание.

(Проверка.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 31). Учитель читает вопросы, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким числом мы сегодня познакомились?

— Как можно получить число 4? (4 — это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1.)