Число и цифра 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 1 класс - Школа России Ситникова Т. Н. - 2016 
загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Урок 15. Число и цифра 5

Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием и составом числа 5; научить писать цифру 5.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место числа 5 в натуральном ряду; соотносить число и цифру 5; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Составьте 2 треугольника из шести палочек.

Ответ:

— Составьте 2 треугольника из пяти палочек.

Ответ:

— Составьте 3 треугольника из семи палочек.

Ответ:

— Уберите одну палочку, чтобы остались треугольник и четырехугольник.

Ответ:

— Красная ленточка длиннее синей, но короче зеленой. Какая ленточка самая длинная? самая короткая?

(В случае затруднений можно выполнить рисунок.)

2. Устный счет

Игра «Молчанка»

(Учитель показывает число, а учащиеся — состав числа.)

2 (1 и 1);

3 (1 и 2);

4 (1 и 3, 2 и 2).

(Учитель показывает карточки с примерами, учащиеся — с ответами.)

4 - 1

3 - 1

2 + 2

4 - 2

2 - 1

2 + 1

3 + 1

3 - 2

— Какое число больше 3 на 1? (4.)

— Какое число меньше 4 на 2? (2.)

— Назовите число, которое на 1 меньше, чем 4. (3.)

III. Самоопределение к деятельности

— Положите 4 синих круга. Ниже положите столько же красных кругов. Как это сделать? (Под каждым синим кругом положить красный круг.)

— Добавьте еще 1 красный круг. Сколько красных кругов стало? (5.)

— Как получили 5? (К 4 кругам прибавили еще 1.)

— Покажите цифру, обозначающую число 5.

— Кто скажет, чему мы должны сегодня научиться? (Составлять число 5 и писать цифру 5.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 34 вопрос урока.

— Какое число нужно поставить вместо пропуска? (5.)

Написать цифру 5 —

Что крючок нарисовать.

Ноу этого крючка

Леска больно коротка.

— Посмотрите, на что похожа цифра 5. (На перевернутую цифру 2, на серп.)

А вот это цифра 5,

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи.

Цифру пальчику скажи.

— Давайте посчитаем, сколько у нас пальчиков на каждой руке.

— У каждого пальчика есть имя. Кто знает, как зовут каждый пальчик? (Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.)

— Посмотрите вокруг себя: чего в классе 5? (Ответы детей.)

— Посмотрите на рисунок и скажите, чего на рисунке 5. (5яблок, 5 детей, 5 корзинок.)

— Как получили 5? (4 желтых яблока и 1 красное — всего 5яблок, 4 полные корзины и 1 пустая — всего 5 корзин, 3мальчика и 2 девочки — всего 5 детей.)

— Посмотрите на схемы и записи, приведенные ниже. Как они связаны с рисунком? (Красные круги обозначают корзины с яблоками, синий круг — пустую корзину. Всего корзин 5: 4 + 1 = 5. Всего корзин 5 — это все круги. Пустая корзина 1 — это синий круг. Если ее убрать, останется 4 корзины с яблоками — это красные круги: 5 — 1 = 4.)

(Аналогично разбираются вторая схема и записи к ней.)

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

На четыре — руки вниз.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Прочитайте вопросы к следующему заданию. Положите на каждый рисунок карточку с цифрой.

(Проверка: 3, 1, 2, 5.)

— Какого числа нет? (4.)

— Сколько всего монет изображено на полях? (6.)

— Какого достоинства первая монета? (5 руб.)

— Какого достоинства остальные монеты? (По 1 руб.)

— Сколько монет по 1 руб. составляют 3 руб.? (3.)

— А 4 руб.? (4.)

— 5 руб.? (5.)

— Посмотрите, как число 5 обозначается на костяшках домино.

— Какое время показывают часы? (5 ч, так как маленькая стрелка указывает на цифру 5, а большая смотрит вверх.)

— А сейчас поработайте в парах. Один называет числа по порядку, начиная с самого маленького, другой — начиная с самого большого.

— Рассмотрите рисунки на с. 35. Подберите к каждому из них подходящую запись.

(Вариант 1 подбирает к первому рисунку, вариант 2 — ко второму.)

— Какая запись подходит к первому рисунку? Почему? (3 + 1. Было 3 пчелы, 1 прилетела. Пчел стало больше.)

— Какая запись подходит ко второму рисунку? Почему? (4 — 2. Было 4 жука, 2 улетели. Жуков стало меньше.)

— Прочитайте следующее задание. Как измерить полоску с помощью мерки? (Соединить начало мерки и полоски, сосчитать количество мерок.)

— Сколько мерок в зеленой полоске? (4.)

— Измерьте синюю полоску. (3 мерки.)

— Измерьте красную полоску. (5 мерок.)

— Какая полоска самая длинная? (Красная.)

— Какая полоска самая короткая? (Синяя.)

2. Работа в тетради с печатной основой

— Сейчас мы будем учиться писать цифру 5. Откройте тетрадь на с. 13.

Добрались до цифры 5.

Как ее нам написать?

Вертикальный ставь штришок,

От него веди кружок,

Сверху хвостик небольшой —

Цифра 5 перед тобой!

Научись ее писать,

Чтоб пятерки получать!

Начинаем писать с середины верхней линии, ведем наклонную линию, немного не доходя до центра клетки, пишем полуовал, касаясь нижней линии клетки. Сверху пишем горизонтальный хвостик.

— Обведите цифру 5. Кто догадался, сколько цифр 5 дальше нужно написать самому? (5 и 6.)

— Какая закономерность в следующей строке? (Цифры от 1 до 5записаны сначала в прямом, а потом в обратном порядке.)

— Рассмотрите рисунки, приведенные выше. Выберите для каждого рисунка запись и объясните ее.

— Посмотрите на следующее задание. Сколько кругов нужно дорисовать к 2, чтобы получить число 4? (2.)

— Сколько кругов нужно дорисовать к 3, чтобы получить число 5? (2.)

— Прочитайте следующее задание. Какие фигуры нужно обвести? (Треугольники и квадраты.)

— Обведите цветы на клеточках.

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 35). Учитель читает вопросы, учащиеся показывают ответы с помощью карточек с цифрами. Далее дети определяют, верно ли составлены записи к схемам. Если верно, показывают зеленую карточку, если нет — красную.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

VIII. Подведение итогов урока

— С каким мы числом сегодня познакомились?

— Как можно получить число 5? (5 — это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1)





загрузка...
загрузка...