Наши проекты - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Наши проекты - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: познакомить с использованием математических знаний в жизни.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отбирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки); применять навыки счета и знание состава чисел; работать в группе; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи

• Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих утверждениях одинаковое, а что разное? (Оба ели большие яблоки, но Саша — кислое, а Коля — сладкое.)

• Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая — в книге. Где рассматривала картинки Нина, если Маша рассматривала картинки в журнале? (В книге.)

• Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? (Дом.)

• Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. В каком доме жил каждый из мальчиков? (Боря в двухэтажном, Алик и Вова в трехэтажных.)

• Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один мальчик читал о путешествиях, другой — о войне, третий — о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?

Такие задачи можно решать с помощью таблиц. Рассмотрим последнюю задачу. Коля не читал о войне и спорте, значит, он читал о путешествиях. Ставим +, в остальных графах —. В столбце “Путешествия” всем остальным мальчикам ставим —. Ваня не читал о спорте, значит, он читал о войне. Следовательно, Сережа читал о спорте.


С

В

П

Ваня

-

+

-

Сережа

+

-

-

Коля

-

-

+

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 62. Посмотрите на числа вверху. Назовите их, начиная с самого маленького. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.)

Назвать числа по порядку, начиная с самого маленького, — значит назвать их в порядке возрастания.

— Назовите эти числа, начиная с самого большого. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.)

Назвать числа по порядку, начиная с самого большого, — значит назвать их в порядке убывания.

— Посмотрите на значок рядом со следующим заданием. Что нужно сделать? (Сравнить числа.)

(Дети объясняют, какой знак нужно поставить, читают запись.)

— Рассмотрите рисунки. Составьте числовую запись к каждому из них.

— Что изображено на первом рисунке? (Груши лежат на двух тарелках.)

— Какую запись со знаком “плюс” вы составите? Что она означает? (5 + 2 = 7. На одной тарелке 5 зеленых груш, а на другой 2 желтые груши. Всего 7 груш.)

— Какую запись со знаком “минус” вы составите? Что она означает? (7 — 5 = 2. Было 7 груш, 5 зеленых отложили на другую тарелку, осталось 2 груши. Или 7 — 2 = 5. Было 7 груш, 2 желтые отложили на другую тарелку, осталось 5 груш.)

(По аналогии учащиеся составляют записи к рисунку с птицами.)

III. Физкультминутка

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот.

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

Е. Гайтерова

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Чтение текста на с. 64.)

— Как понимаете слова “математика всюду”? (Ответы детей.)

— Приведите примеры ситуаций, когда на уроках русского языка, чтения и по другим предметам приходилось использовать числа. (Номера страниц, упражнений, дата и т. д.)

— Математика встречается и в пословицах, загадках, поговорках. Отгадайте загадки на с. 64—65. Скажите, какие числа встретились в них.

(Учащиеся читают и отгадывают загадки. Выделяют числа.)

— Как изменить последнюю загадку, чтобы отгадкой была цифра 6? (В последней строке исправить слово “меньше” на слово “больше”.)

— Что такое пословицы и поговорки? (Мудрые народные высказывания.)

(Учащиеся читают пословицы и поговорки и объясняют их смысл.)

— Прочитайте, какой проект вам предлагают выполнить авторы учебника. (Составить книгу “Числа в загадках, пословицах, поговорках”.)

— Какие страницы могут быть в этой книге? (“Числа в загадках”, “Числа в пословицах”, “Числа в поговорках”.)

(Учащиеся могут предложить свои варианты: “Числа в считалках”, “Числа в стихах”, “Числа в сказках” и т. д.)

— А сейчас давайте прочитаем, как правильно работать над созданием проекта. Прочитайте первый пункт. Как хотите работать вы: по одному, в парах, в группах?

(Каждый ученик выбирает наиболее удобный для него вариант.)

— Какую страничку вы хотели бы делать? (Ответы детей.)

— Чтобы страницы у нашей книги были одинаковые, мы будем их делать на листах формата А4, а текст печатать. Где вы сможете найти материал по нужной теме? (В книгах и журналах, в Интернете.)

Давайте договоримся, что через десять дней все странички будут сделаны и мы соберем их в одну книгу. А вы расскажете о том, как работали и что вам особенно понравилось в этой работе.

V. Рефлексия

— Вас заинтересовала работа, которую нам предстоит выполнить?

— Что такое проект?

— Как думаете, для чего нужно это задание?

VI. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Чем вы поделитесь с родителями?