Десятичная запись дробных чисел - Урок 2 - ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Десятичная запись дробных чисел - Урок 2 - ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Основная дидактическая цель урока: учить читать, записывать десятичные дроби; познакомить с записью именованных чисел в виде десятичной дроби.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устная работа

1. Индивидуальная работа у доски.

Задание 1. Запишите обыкновенные дроби в виде десятичных.

Задание 2. Замените десятичную дробь обыкновенной дробью.

2,8 =     3,06 =    0,15 =     0,007 =

2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).

1) Ломаная линия состоит из двух отрезков. Длина одного отрезка 3/10 м, а другого — 4/10 м. Какова длина ломаной? (7/10 м.)

2) В мешке 48 кг картофеля. В первый день израсходовали 5/12 всего количества. Сколько картофеля израсходовали? (20 кг.)

3) В школе 600 учащихся. Из них 279 девочек. Какую часть от общего количества учащихся составляют девочки? (279/600.)

4) Какие цифры можно вставить вместо звездочек, чтобы получились правильные дроби?

3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.

III. Определение темы урока

На доске:

— Прочитайте числа.

— На какие группы их можно разделить?

— Определите тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Выпишите числа, которые можно заменить десятичной дробью.

2. С. 181, № 1148.

(Перед выполнением этого задания следует вспомнить соотношения различных единиц измерения.)

3. С. 181, № 1149.

— Сколько знаков будет в десятичной дроби после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000?

(Для начала следует предложить учащимся полную цепочку рассуждений.)

V. Повторение изученного материала

С. 184, № 1164 (4).

— Чему равно расстояние до норы?

— Сколько прыжков сделал заяц?

— Какой из прыжков самый короткий?

— Что сказано про первые три прыжка?

— Что обозначим за x?

Пусть длина последнего прыжка будет x.

Тогда длина каждого из первых трех будет x + 40.

Общая длина первых трех прыжков будет (x + 40) ∙ 3.

Сумма всех четырех прыжков будет (x + 40) ∙ 3 + x.

А по условию расстояние до норы равно 6 м = 600 см.

Значит, можем составить уравнение:

(x + 40) ∙ 3 + x = 600

3x + 120 + x = 600

4x + 120 = 600

4x = 600 - 120

4х = 480

х = 480 : 4

х = 120 (см) — длина четвертого прыжка.

120 + 40 = 160 (см) — длина второго прыжка.

160 см = 1 м 60 см

Ответ: длина второго прыжка зайца 1 м 60 см.

VI. Самостоятельная работа

1. С. 183, № 1158.

2. С. 183, № 1159.

Проверка

3. С. 183, № 1160.

VII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

С. 184, № 1166 (б), 1170.