Микрокалькулятор - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Микрокалькулятор - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Планируемые предметные результаты: переводить проценты в десятичные дроби и обратно; находить процент от числа и число по проценту; решать задачи на проценты (три вида) и дроби (в том числе задачи из реальной практики); выполнять измерение и построение углов; строить и читать диаграммы.

Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать задачи, данные которых выражены процентами и дробями; осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их; уметь сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы; выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений; проводить несложные исследования; использовать диаграммы в представлении информации; использовать при необходимости калькулятор для проведения вычислений.

Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.

Урок 140. Микрокалькулятор

Основная дидактическая цель урока: учить использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий; совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу над текстовыми задачами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет

1. C. 234, № 1541.

2. На доске (слайде):

2; 4; 16; ?

3; 9; 81; ?

6; 3; 1,5; ?

0,1; 0,5; 2,5; ?

— Прочитайте последовательности.

— Определите закономерность и найдите четвертое число в каждой последовательности. (Примерный ответ. В первой последовательности четвертое число 256. Каждое следующее число является квадратом предыдущего. Во второй последовательности четвертое число 812. Закономерность та же. В третьей последовательности четвертое число 0,75. Каждое следующее число — частное от деления предыдущего на 2. В четвертой последовательности последнее число 12,5. Каждое предыдущее умножается на 5.)

3. Для выполнения самостоятельной работы учитель предложил учащимся выбрать одно уравнение из пяти и одну задачу из 10. Сколько различных вариантов выбора есть у каждого ученика? (5 ∙ 10 = 50.)

4. Сколькими разными способами можно рассадить 11 учащихся в классе на 11 мест? (11!)

— Можно ли вычислить устно значение 11!?

— При помощи чего это можно сделать устно?

III. Определение темы урока

Сегодня мы научимся выполнять простейшие вычисления на микрокалькуляторе.

IV. Работа по учебнику

С. 232—233 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

V. Выполнение заданий

Вернемся к нашей задаче.

— Составьте программу вычислений.

— Составьте программу вычислений 13!

— Выполните программу вычислений.

— Прочитайте ответ на табло. (39 916 800.)

2. С. 234, № 1538 (работа в группе по 4 человека).

— Составьте программу вычисления для пункта а.

— Выполните вычисления по этой программе.

Проверка

— Чем будет отличаться программа вычисления для пункта б?

— Выполните вычисления по этой программе.

Проверка

— Составьте программу вычисления для пункта в.

— Выполните вычисления по этой программе.

Проверка

— Составьте программу вычисления для пункта г.

— Выполните вычисления по этой программе.

Проверка

VI. Повторение изученного материала

1. С. 234, № 1543 (устно).

2. С. 235, № 1550.

Масса одного плода, г

Количество плодов

Общая масса, г

250

12

?

330

10

?

210

8

?

— Найдите среднюю массу одного плода.

— Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?

— Как найти среднюю массу плода? (Всю общую массу разделить на общее количество плодов.)

— Можем ли сразу найти массу всех плодов?

— Что для этого надо сделать?

— Как найти массу 12, 10, 8 плодов?

— Что теперь надо узнать? (Количество плодов.)

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 250 ∙ 12 = 3000 (г) — масса 12 плодов.

2) 330 ∙ 10 = 3300 (г) — масса 10 плодов.

3) 210 ∙ 8 = 1680 (г) — масса 8 плодов.

4) 3000 + 3300 + 1680 = 7980 (г) — общая масса плодов.

5) 12 + 10 + 8 = 20 (п.) — всего плодов.

6) 7980 : 20 = 399 (г) — средняя масса одного плода.

3. С. 235, № 1551 (работа в паре).

Проверка

Пусть третье число будет х.

Тогда четвертое число будет 1,5x.

Второе число равно 2 ∙ 1,2.

Сумма всех четырех чисел равна х + 1,5x + 2 + 2 ∙ 1,2.

Найдем среднее арифметическое этих чисел (х + 1,5х + 2 + 2 ∙ 1,2) : 4.

А в условии сказано, что среднее арифметическое этих чисел равно 6,7.

Значит, можем составить уравнение:

(x + 1,5х + 2 + 2 ∙ 1,2) : 4 = 6,7

(2,5x + 4,4) : 4 = 6,7

2,5х + 4,4 = 6,7 ∙ 4

2,5x + 4,4 = 26,8

2,5x = 26,8 - 4,4

2,5x = 22,4

х = 22,4 : 2,5

х = 8,96 — третье число.

8,96 ∙ 1,5 = 13,44 — четвертое число.

— Подумайте, как можно выполнить проверку. ((2 + 2 ∙ 1,2 + 8,96 + 13,44) : 4.)

— Вычислите на микрокалькуляторе.

— Какой вывод можно сделать?

VII. Самостоятельная работа

С. 235, № 1548.

— Найдите среднее арифметическое и проверьте правильность своих вычислений на микрокалькуляторе.

Проверка

VIII. Рефлексия

— Оцените свое настроение.

Домашнее задание

С. 235, № 1556 (1-й столбик); с. 236, № 1557, 1558.