Умножение натуральных чисел и его свойства - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Умножение натуральных чисел и его свойства - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Планируемые предметные результаты: выполнять умножение и деление с натуральными числами; формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения; знать и применять алгоритм действия умножения и деления; вычислять значение степеней; понимать взаимосвязь действий, выполнять проверку вычислений и решать уравнения; составлять буквенные выражения по условию задачи; решать задачи алгебраическим способом.

Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать по разным основаниям, выбирать существенное; исследовать задачи на умножение и деление, составлять аналогичные; уметь сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.

Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей; развитие интереса к математическому творчеству, исследованию и поисковой деятельности.

Урок 37. Умножение натуральных чисел и его свойства

Основная дидактическая цель урока: актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе; продолжить работу над текстовыми задачами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет. Определение темы урока

— Если вы правильно найдете корни уравнений и заполните таблицу ответов, то сможете прочитать тему нашего урока.

35 - x = 17

У

31 + y = 16 + 44

Ж

29 + x = 45

O

80 - c = 21 + 19

H

y – 37 = 18

E

40 - 3 = c + 13

M

90 - y = 62

И



18

24

40

16

29

55

40

28

55










— Прочитайте полученное слово.

Сегодня мы будем заниматься повторением действия умножения.

III. Работа по теме урока

1. На доске:

34 + 18 + 44

31 + 31 + 31

17 + 17 + 17 + 17

45 + 44 + 43 + 41 + 40

19 + 19

— Прочитайте выражения.

— Чем они похожи?

— Чем отличаются?

— Распределите их в две группы.

— Выпишите те, которые можно заменить умножением.

Проверка

31 + 31 + 31 = 31 ∙ 3 = 93

17 + 17 + 17 + 17 = 17 ∙ 4 = 68

19 + 19 = 19 ∙ 2 = 38

— Прочитайте полученные примеры на умножение.

— Как называются числа при умножении?

— Что показывает первый множитель?

— Что показывает второй множитель?

2. С. 66—67 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

3. С. 67, № 404.

Проверка

707 + 707 + 707 = 707 ∙ 3

50 + 50 + 50 + 50 + 50 + 50 = 50 ∙ 6

x + x + x + x + x + x = x ∙ 6

4. С. 68, № 405.

Проверка

712 ∙ 3 = 712 + 712 + 712

а ∙ 6 = а + а + а + а + а + а

(x + у) ∙ 4 = (х + у) + (x + у) + (x + у) + (х + у)

(k + m + 4) ∙ 2 = (k + m + 4) + (k + m + 4)

IV. Решение задач

1. С. 68, № 407.

— Сколько времени решал Борис одно уравнение?

— Сколько уравнений решил Борис?

— Решите задачу.

2 мин 30 с = 150 с

150 ∙ 6 = 900 с

900 с = 15 мин

Ответ: Борис решал 6 уравнений 15 мин.

2. С. 68, №408.

— Выполните чертеж к задаче.

— Чему равен отрезок АС?

— Что сказано про длину отрезка СВ?

— Как вы это понимаете?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 8 ∙ 3 = 24 (см) — длина отрезка СВ.

2) 24 + 8 = 32 (см) — длина отрезка АВ.

V. Решение примеров на умножение

С. 68, № 412 (а—з).

154 ∙ 8 = 1232

39 ∙ 57 = 2223

64 ∙ 23 = 1472

76 ∙ 81 =6156

744 ∙ 12 = 8928

605 ∙ 37 = 22 385

814 ∙ 372 = 302 808

207 ∙ 305 = 63 135

VI. Работа над задачей

С. 72, № 447 (а) (работа в паре).

Проверка

Пусть в корзине было х грибов.

После того как из нее вынули 10 грибов, их стало (х - 10).

Когда в корзину положили 14 грибов, их стало (х - 10) + 14.

А по условию грибов стало 85.

Значит, можем составить уравнение:

(х - 10) + 14 = 85

х - 10 = 85 - 14

x - 10 = 71

х = 71 + 10

х = 81 (гр.) — было в корзине первоначально.

Ответ: первоначально в корзине был 81 гриб.

VII. Учимся мыслить, исследовать

С. 71, № 437 (устно).

— В первом задании вставим число 5, которое является разностью двух других чисел.

— Во втором задании вставим число 15, которое является частным от деления двух других чисел.

VIII. Самостоятельная работа

КИМы: проверочный тест 10 по теме “Умножение и деление натуральных чисел”.

IX. Рефлексия

— Какие новые знания получили на уроке?

— Как вы понимаете смысл действия умножения?

— Как называются числа при умножении?

Домашнее задание

С. 72, № 451, 452; с. 73, № 455 (а-г).