Умножение - Первая четверть - ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА

Уроки математики 2 класс

Умножение - Первая четверть - ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА

Цели урока:

1) познакомить учащихся с новым арифметическим действием — умножением, научить объяснять, что обозначает каждое число в записи примера на умножение; научить выполнять замену суммы одинаковых слагаемых произведением и наоборот;

2) совершенствовать навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20, умение решать простые и составные задачи; повторить понятия луча, угла и способы их обозначений.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа над новым материалом.

1) К доске вызывается ученик. Получив карточку с заданием, он читает задачу: «В каждую оправу для очков нужно вставить по 2 линзы. Сколько линз нужно вставить в 6 оправ?»

Под руководством учителя этот ученик на доске, а все остальные дети в тетрадях составляют краткое условие задачи в виде рисунка.

— О чем говорится в задаче? (В задаче говорится, что в каждую оправу нужно вставить по 2 линзы.)

— В сколько оправ нужно вставить линзы? (Линзы нужно вставить в 6 оправ.)

— Мы изобразим оправы для очков горизонтальными линиями, а линзы — кружочками под линиями. Сколько линз получилось? (Получилось 12 линз.)


image27


— Сколько всего килограммов огурцов в 3 банках? (В 3 банках 9 кг огурцов.)

— Как мы это узнали? (Варианты ответов: «Сосчитали по одному», «Сложили 6 раз по 2».)

— Запишем пример: 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12. Чем интересна эта сумма? (Все слагаемые обозначены одним и тем же числом 2.)

— Сколько раз по 2 взяли? (По 2 взяли 6 раз.)

— По 2 взяли 6 раз, получили 12.

2) Следующий учащийся читает задачу с другой карточки: «В одной банке 3 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов в 3 таких же банках?»

— Что значит таких же банках? (Это значит, что в каждой банке по 3 кг огурцов.)

— Изобразим условие графически.


image26


— Как мы это узнали? (Мы выполнили сложение 3 + 3 + 3 и получили 9.)

— Сколько раз по 3 мы взяли? (По 3 мы взяли 3 раза.)

— По 3 взяли 3 раза, получили 9. Что интересного в этой сумме? (Все слагаемые одинаковые.)

3) Далее учитель проводит обобщение по результатам выполненной работы.

— Ребята, примеры, с помощью которых мы решали сегодня задачи, можно записать по-другому: 2 · 6 = 12, 3 · 3 = 9. Это новое математическое действие — умножение, которое используют для записи и решения примеров с одинаковыми слагаемыми. Сложение одинаковых слагаемых называется умножением. Точка (·) — знак умножения. Примеры со знаком умножения между числами читают так: «По 2 взять 6 раз, получится 12». (Учитель показывает на первый записанный пример.) Давайте вместе прочитаем еще раз первый пример, а потом второй. (Дети хором читают записанные примеры.)

3. Первичное закрепление нового материала.

1) На наборное полотно выставлено 3 ряда матрешек.



— Посмотрите на наборное полотно. Сколько рядов матрешек вы видите? Сколько матрешек в каждом ряду? Сколько всего матрешек? Как мы запишем нужный пример? (На рисунке изображено 3 ряда матрешек. В каждом ряду по 7 матрешек. Чтобы узнать, сколько всего матрешек, нужно вычислить сумму 7 + 7 + 7 или произведение 7 · 3: 7 + 7 + 7 = 21, 7 · 3 = 21. Значит, всего 21 матрешка.)

— Прочитайте записанное произведение разными способами. (По 7 взять 3 раза, получится 21; 7 умножить на 3, получится 21.)

2) Аналогично разбирается другая картинка, где изображены 5 банок меда, по 2 л в каждой.

4. Физкультминутка.

5. Работа с учебником (продолжение).

Беседа по картинке с объяснительным материалом.

— Сколько вишенок в каждой грозди? (По 3 вишенки.) Сколько таких гроздей вишенок на рисунке? (6.) Можно ли узнать, сколько всего вишенок на этих гроздьях? (Да.) Как это сделать? (Вычислить сумму 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 или произведение 3 · 6.) Сколько получится? (18 вишенок.) Прочитайте разными способами произведение.

Упр. 1, с. 30.

— Прочитайте условие задания. Сколько яблок на одной тарелке? (2 яблока.) Сколько таких тарелок на рисунке? (4.) Как узнать, сколько всего яблок на 4 тарелках? (Вычислить сумму 2 + 2 + 2 + 2 или произведение 2 · 4.) Сколько получится? (8 яблок.) Прочитайте произведение разными способами. (По 2 взять 4 раза, получится 8; 2 умножить на 4, получится 8.)

Упр. 2, с. 30. Это задание направлено на закрепление умения записывать сумму одинаковых слагаемых в виде произведения. Важно решение каждого примера сопровождать следующими вопросами: что интересного в этой сумме? какое слагаемое повторяется? сколько раз оно повторяется? можно ли эту сумму записать в виде произведения? как это сделать? сколько получится? как прочитать полученное произведение разными способами? Примеры первого столбика дети могут решить в классе под руководством учителя, а примеры второго столбика — дома самостоятельно.

Упр. 3, с. 31. Это упражнение служит закреплению умения учащихся заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых. Главное, чтобы дети четко уяснили, что первый множитель в произведении показывает, какое число берется слагаемым, а второй множитель — сколько таких слагаемых в сумме.

Упр. 4, с. 31 можно выполнить устно, ограничиваясь только записями учителя на доске.

6. Физкультминутка.

7. Работа с учебником (продолжение).

Упр. 5, с. 31. Работу с этим заданием можно провести так. Сначала один из учеников класса читает вслух первый текст. Другие ученики внимательно слушают его, анализируют услышанное и выясняют, все ли необходимые признаки задачи имеются в данном тексте (условие, вопрос, числовые данные и т. д.) или какие-то из них отсутствуют.

В том случае, если данный текст является задачей, учащиеся решают ее.

Упр. 6, с. 31. Это упражнение служит повторению пройденного материала и выполняется устно.

Упр. 7, с. 31. Задание можно предложить учащимся для самостоятельной работы.

Упр. 8, с. 32 можно выполнить в классе при наличии времени. (В коробке 1 черный шарик, 1 красный и 13 белых шариков.)

8. Итог урока.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Мы познакомились с новым арифметическим действием — умножением.) Что называется умножением? (Сложение одинаковых слагаемых называется умножением.) Как обозначается умножение на письме? (На письме умножение обозначается точкой.) Прочитайте разными способами произведения 2 · 6 = 12, 3 · 3 = 9, 7 · 3 = 21. (Дети читают.)