Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Рождественское чудо - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово. Рождественское чудо - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 2 класс

Задачи уроков: духовно-нравственное воспитание детей через образное, нравственно-эстетическое постижение духовной музыки в произведениях композиторов-классиков; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление школьниками содержания, сути одного из основных христианских праздников — Рождества Христова как продолжение знакомства с рождественскими песнями разных народов мира, их исполнение.

“Молитва”. Службы в православном храме — это прежде всего молитвы. Во II классе мы начинаем косвенное знакомство с ними через пьесы из “Детского альбома” П. Чайковского “Утренняя молитва” и “В церкви”. Первая представляет собой стилизованную молитву, а мелодия второй заимствована композитором из церковного обихода.

П. Чайковский начинает свой альбом с “Утренней молитвы”. Так начинался в его время день каждого ребёнка. Обращение ребёнка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Известно стихотворение одиннадцатилетнего Пети Чайковского, написанное по-французски. Вот буквальный перевод этих незамысловатых, по-детски наивных строчек:

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она, как свет,

Нам душу освещает.

Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему ангелу-хранителю: “Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный. Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь”. Короткая молитва, музыка пьесы настраивают ребёнка на благие дела, любовь.

Музыка последней пьесы альбома “В церкви” звучит торжественно, степенно, и мы понимаем, что находимся не в детской перед лампадой, а в храме. Мелодия повторяет церковную молитву “Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей...”. Пьеса написана для фортепиано, а слышится, будто благоговейно и строго звучит хор, гармонично сливаясь с тяжёлыми ударами большого церковного колокола. Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: “Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”.

Сравнительный интонационный анализ двух пьес альбома не только углубит эмоциональное впечатление от музыки, но и будет содействовать пониманию особенностей композиции (формы) произведений. В обеих пьесах чрезвычайно выразительное значение имеет кода. В каждой пьесе звучит как бы сама молитва и выражено (передано) то состояние, которое возникает после неё: просветление — после утренней молитвы (восходящее движение на diminuendo, приводящее к pianissimo) и успокоение — после вечерней молитвы (тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно “гудящего” баса — как бы замирающего вдали колокола). Сравнение окончаний пьес может подсказать учащимся место каждой из них в “Детском альбоме”. На вопрос, какая из них открывает альбом, а какая его завершает, ребята смогут ответить сами.

“С Рождеством Христовым!” Другой самостоятельной линией в разделе “О России петь — что стремиться в храм”, как мы уже говорили, является знакомство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской православной церкви. Двунадесятыми называются важнейшие 12 праздников, отражающие события из жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Начальные сведения о празднике Рождества Христова учащиеся получают в I классе. Во II классе разучивают славянские песнопения, посвящённые этому празднику, самостоятельно находят информацию об истории его возникновения и обычаях его празднования у разных народов.

Варианты сценариев уроков.

Первый урок целесообразно посвятить образу Александра Невского, связав его с темой колокольных звонов. На втором уроке познакомить учащихся с образом Сергия Радонежского, на третьем — закрепить в сознании учащихся музыкальные, художественные и реальные образы двух русских святых — Александра Невского и Сергия Радонежского.

На четвёртом уроке вернуться к музыкальному материалу раздела “День, полный событий” в единстве с разворотом “Молитва”: воссоздать гармоничную картину одного дня из жизни П. Чайковского на примере музыкальных образов. Пятый урок (и далее) посвящается разучиванию рождественских песен и повторению песен, выученных в I классе, подготовке к празднованию Нового года.

Итак, первый урок. У учителя на столе лежат маленькие колокольчики. Дети рассаживаются. Учитель начинает звонить в колокольчики. Это, естественно, привлекает внимание ребят. В беседе учитель знакомит учеников со словом “трезвонить”.

• Ребята, а вы сами слушали где-нибудь колокольные звоны? • Где обычно находятся колокола? (Показ колокольни Троице-Сергиевой лавры. Звучит “Праздничный лаврский трезвон”1.)

Учитель просит ребят дать название этому звучанию колокола (“трезвон”).

• Как вы думаете, колокол всегда звучит одинаково, как наш школьный звонок? • Приведите примеры, когда колокола звучат по-разному.

Следует быть готовым к тому, что дети не найдут примеров. Надо заранее подготовить видеоматериалы или литературные сюжеты с такими примерами. Далее предполагается работа с учебником (с. 38—39): внимательно рассмотреть нотную запись в учебнике и определить, где записан трезвон; обратить внимание на иллюстрацию этого разворота и попросить детей найти колокольни.

Затем учитель выразительно, с чувством говорит: “А уж какой стоял трезвон в Переславле-Залесском в 1220 году! Сколько лет назад это было?” (Показывает изображение Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского.)

Учитель. Что же за событие вызвало такой трезвон? В княжеской семье родился мальчик. Назвали его Александр, что в переводе с греческого языка означает “защитник”. Отзвонили, оттрезвонили колокола. Подрос княжич. Учиться воинскому делу пришла ему пора. Передавалось это знание от отца к сыну. (Показывает репродукцию картины “Два князя” И. Глазунова.) Вот так отец Александра, внук Владимира Мономаха, Ярослав Всеволодович, наставляет сына, который ещё неуверенно сидит в седле, указывает мальчику рукой в сторону, где скрыта опасность.

На следующем этапе урока демонстрируются заранее подготовленная презентация или видеоматериалы по теме “Жизненный путь Александра Невского в художественных и музыкальных образах”.

Учитель. В воскресенье 15 июня 1240 года небольшая княжеская дружина неожиданно напала на шведов. После этой битвы на Неве народ прозвал князя Александра Невским. • Сколько лет было князю?

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского композитора. Его звали Сергей Сергеевич. • Подскажите мне фамилию.

Работа с текстом “Песни об Александре Невском” на стихи В. Луговского (вторая часть кантаты “Александр Невский”). Текст должен быть перед глазами учащихся. Сначала разбираем текст без звучания музыки. • Если бы вы были композиторами, какому инструменту вы доверили бы исполнение этих слов? Обратите внимание на начало: “А и было дело на Неве-реке”. Эти слова задают тон всему дальнейшему повествованию. • А где ещё вы встречались с таким началом? • Можно ли этот текст, который у вас перед глазами, проговорить быстро, торопливо? • Ввели бы вы в музыкальную палитру этой песни колокольные звоны? • Будет ли меняться характер музыки в песне или он останется неизменным? • В каком темпе будете исполнять эту музыку? • Какому хору, мужскому или женскому, вы бы доверили исполнение произведения?

После устного разбора текста учащиеся слушают в исполнении хора и симфонического оркестра 2-ю часть кантаты. (“Песнь об Александре Невском” звучит в начальных кадрах фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.) Учащиеся обычно радуются, когда их мнение по поводу оркестровки, характера музыки совпадает с замыслом композитора. Начало “Песни” желательно спеть со словами, чтобы мелодия запомнилась.

4-я часть кантаты “Вставайте, люди русские!” произведёт больший эффект, если прозвучит не только в записи, но и в кинофрагменте. Фразу, вынесенную в название этой части, попросите мальчиков спеть с повелительной интонацией, а девочек — с интонацией просьбы. Что изменится?

Возможен другой вариант знакомства учащихся с 4-й частью кантаты С. Прокофьева. Учитель предлагает послушать самое начало хора “Вставайте, люди русские!”. Так как далее работа строится в форме диалога, предлагаем вопросы вместе с ответами детей.

• Что необычного в звучании оркестра вы услышали? (Звучат колокола. Колокола!) • Их много? (Нет. Один колокол.) • Как он звучит? (Тревожно, призывно. Так созывали на пожар, на войну.) • Каждый звон имеет своё название: набат, трезвон, благовест. А как называется такой звон? (Набат.) • Да, это набат собирает людей на войну. Это вступление к хору. Как вы думаете, с каких слов будет начинаться хор? (“Приходите! Собирайтесь! Поднимайтесь! Вставайте!”) • Вставайте! А кто же должен встать? (Люди!) • Какие люди? (Русские.) Звучит вступление и начало хора “Вставайте, люди русские, на страшный бой, на смертный бой!”. Ребятам доставляет большую радость совершённое ими открытие.

Перед тем как завершить работу на уроке, подведите итог. В 2008 г. телеканал “Россия” провёл шоу “Имя России”, в ходе которого зрителям предлагалось выбрать того, кто в наибольшей степени может служить главным символом России. Больше всего голосов набрал Александр Невский. • Как вы думаете, почему?

Заранее данное детям задание побуждает и нас подобрать свой материал о жизни Александра Невского. Поэтому предлагаем найти следующие изображения: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (особо следует показать мемориальную доску на соборе: “Патриоту земли Русской”); гравюру В. Фаворского “Александр Невский”; памятник Александру Невскому близ Пскова; памятник Александру Невскому в Городце; изображение Александра Невского в Кремлёвской Грановитой палате; икону святого во Владимирском соборе Киева кисти Васнецова; мозаичное панно П. Корина с изображением Александра Невского на станции метро “Комсомольская” в Москве.

К зрительному ряду можно дать следующее задание: подписать картину или памятник, посвящённые Александру Невскому, строчкой из текста кантаты. Таким образом мы приблизимся к формированию важного учебного действия — умения рассказывать об одном и том же явлении (событии, герое) языком разных видов искусства.

Второй урок предлагается целиком посвятить образу Сергия Радонежского.

Учитель рассказывает о том, что прошлое Русской земли богато великими героями, проявлявшими чудеса храбрости. Но русская история слагалась не только из подвигов героев. В ней часто главнейшие роли играли и скромные подвижники, которые своим примером вдохновляли народные массы, укрепляли в них веру, облагораживали их нравы. Они оставили о себе такую память, которая прочнее памяти о многих героях й богатырях. И таких людей благоговейно почитал весь народ — от царя до последнего простолюдина. Жизнь одного из таких праведников и подвижников составляет содержание урока.

Звучит “Рассвет на Москве-реке” М. Мусоргского.

• Как называется произведение?

Если учащиеся не могут вспомнить произведение, то задаёте следующие вопросы: • Каков характер звучания колокольного звона в произведении? • Его написал композитор или это народная музыка? • Какие виды, оттенки колокольного звона вы помните? • С образом какого человека мы их связывали?

Учитель напоминает звучание характерного музыкального фрагмента, показывает изображение колокольни Троице-Сергиевой лавры и продолжает:

— Лишь один инструмент разрешён в православном храме. О нём говорят, что его звук — это молитва, вынесенная за стены храма. Звон позвал нас в храм. Такой звон называется благовестом. Сегодня мы с вами обратимся к образу Сергия Радонежского. На Руси нет ни одного храма, где бы не было образа Сергия. • Что же такое сделал Сергий? • Какие подвиги прославили его имя? • Чем дорога народу память о нём?

Учитель показывает икону “Троица”, написанную святым иконописцем Андреем Рублёвым в похвалу Сергию Преподобному, и памятник Сергию в селе Радонеж (автор В. Клыков). Следует обязательно сказать, что икона “Троица” является не только святыней, но и национальным достоянием: её подлинник находится в Третьяковской галерее.

С именем Сергия началась многовековая история Троице-Сергиевой лавры. Обратите внимание учащихся, что в названии лавры есть увиденное ими на иллюстрациях: Святая Троица и преподобный Сергий.

Оформление к рассказу о жизни преподобного Сергия может быть предварительно подготовлено учителем или предложено как домашнее задание учащимся и родителям.

На фоне звучания песнопения “О, Преславного чудесе” или музыки С. Трубачёва “О, сладкого Твоего гласа”1 (на явление Божьей Матери преподобному Сергию) покажите слайд-фильм или презентацию о жизни святого, сначала благочестивого мальчика, затем трудолюбивого монаха и, наконец, игумена земли Русской. Помимо иконографии, постарайтесь использовать в своих материалах работы художников. В частности, интересно и полезно сравнить триптих М. Нестерова “Труды Сергия” с трилогией “Святая Русь” современного художника С. Кириллова. Вся проделанная работа должна подвести учеников к выводу, что жизнь Сергия — труд и молитва.

Об этом и духовный стих о преподобном Сергии, который учащиеся разучивают на этом уроке.

Учитель говорит, что музыка, которая сопровождала рассказ о Сергии Радонежском, поётся в храме, а в классе мы можем спеть по нотам и со словами духовный стих о Сергии. На страницах 44— 45 учебника помещены текст, состоящий из большого количества куплетов, и ноты песнопения.

• Посмотрите, сколько нот использовано для записи этой мелодии? • Прочитайте первый куплет песнопения. Как вы думаете, его сочинил поэт или текст народный? • Мотив песнопения простой, а трудный ли текст? • Хочется вам, чтобы здесь зазвучали колокольные звоны?

После прослушивания создаётся впечатление, что люди рассказывают и напевают одновременно. Учащиеся приходят к выводу: мелодия народного песнопения звучит так, чтобы каждый мог её спеть.

Предлагаем объединить текст песнопения в учебнике и рабочей тетради (с. 16—17) и спеть с детьми куплет за куплетом в хронологической последовательности Жития преподобного Сергия. На этом уроке, если позволит время, можно прочитать небольшой рассказ С. Романовского о жизни Сергия.

Медведь

К отцу Сергию повадился медведь. Близко к избушке не подходит, но и далеко не отходит. Ноздрями шевелит: свежим хлебом пахнет.

— Погоди маленько, — сказал отец Сергий. — Хлебушко остынет. Я тебе его и вынесу.

Хлеб он положил на пень, широкий, как стол, а сам — в сторонку. Медведь понюхал каравай и съел его с большой охотой. Каждый день в одно и то же время медведь стал приходить к избушке. Придёт и ждёт, как человек, когда же выйдет отец Сергий.

— Иду, иду, — говорит тот. — Несу, несу — голод не тётка. На печь от него не залезешь. Жалко, что мучка кончается.

Теперь отец Сергий пёк караваи поменьше прежних: мука кончалась. Испечёт, разломит на две доли и большую отдаст медведю, а меньшую оставит себе.

— Ты большой, тяжёлый, — говорил он медведю, — тебе и доля побольше.

Медведь прислушивался к неторопливой речи человека и не спешил уходить. Мучка кончилась. А медведю то было неведомо. Он привык, что у человека всегда для него есть хлеб, ждал урочного угощения. И начинал сердиться медведь — ворчать. А отец Сергий скрёб по сусеку, нет ли где остатков муки, поглядывал в оконце и сетовал:

— Вот беда-то какая, хоть медведю на глаза не показывайся.

Худо ли, бедно ли, мучка пополам с отрубями да мякиной нашлась. Правда, на каравай её не хватило, а лишь на колобок.

Вынес отец Сергий колобок медведю и сказал:

— Ешь, гостюшко, не обижайся. Чем богаты, тем и рады.

А медведь не обижался. На что обижаться-то? Он кое-что понимал. Да и, пожалуй, ему дороже хлеба было доброе слово.

Третий урок — урок закрепления, сравнения, исполнения музыкальных произведений, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Ещё раз вспоминаем с учащимися, что колокольные звоны имеют большой смысл, акцентируем внимание на том, что без повода колокол не звонит! А с другой стороны, есть выражение, что самое большое наказание для колокола — тишина. Скажите ребятам о том, что только одну неделю в году, на Светлой неделе, каждый желающий может забраться на колокольню и попробовать позвонить в колокол, но об этом мы поговорим на уроках музыки в IV классе.

К развороту учебника “Звучащие картины” можно обратиться именно на этом уроке. Помимо вопросов на с. 41 учебника, предлагаем прочитать ученикам два стихотворения: “Левитан” (по мотивам картины “Вечерний звон”) и “Зима”.

В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный, у окон, около колонн, —

Я слышу звон и колокольный, и колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу до новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше колоколов твоей Руси...

Н. Рубцов

Зима недаром злится, прошла её пора —

Весна в окно стучится и гонит со двора.

И всё засуетилось, всё нудит зиму вон —

И жаворонки в небе уж подняли трезвон.

Ф. Тютчев

Учащимся предлагается сравнить произведения художников, поэтов и, конечно, композиторов.

В честь русских святых в конце урока прозвучит “Великий колокольный звон” М. Мусоргского.

Четвёртый урок будет перекликаться с разделом “День, полный событий”, он посвящён Петру Ильичу Чайковскому.

Учитель. Мы с вами знакомились с небольшими фортепианными пьесами двух композиторов. Вспомните их фамилии. (Учитель играет отдельные пьесы, скорее всего, те, которые понравились учащимся.) • Кто помнит названия пьес? • Как назывался наш предыдущий раздел? “День...” — учитель с помощью учащихся выходит на название. • Композиторы Чайковский и Прокофьев жили в одно время? • А то, как жили мальчики, нашло своё отражение в названии самих пьес?

Недавно мы слушали молитву, которую исполняли в храме (фрагмент звучания молитвы “О, Преславного чудесе” в фонохрестоматии). Откроем учебник на с. 46. Как называется наш разворот? Чей портрет мы видим? Попробуйте описать рисунок художника и сравнить его с названием музыкальных пьес на развороте. Обратите внимание, как написаны ноты: в одну нотную строчку или нет?

Нам будет очень трудно спеть мелодию при помощи нот, однако названия пьес вы уже знаете. Давайте представим себя в роли композитора, который сочинил для маленьких детей пьесы с такими названиями. Какой характер музыки поможет узнать названия двух пьес? (Ученики предлагают свои варианты.) Надо вам сказать, что одна пьеса открывает “Детский альбом”, а другая закрывает его последнюю страничку. Обратимся к нотной записи. Посмотрите, как стройно написаны ноты, между ними нет пауз! Давайте проверим ваше музыкальное чутьё: сейчас я сыграю вам три пьесы П. Чайковского. Две из них записаны нотами на развороте “Молитва”, а одно произведение пришло к нам на урок из другого учебника. Задание весьма трудное, но вы рассказали мне, какую музыку вы ожидаете услышать, а теперь... слушайте! (Третье произведение — “Колыбельная” на стихи А. Майкова “Спи, дитя”.)

Такой тип задания (убери лишнее) характерен для основной школы, однако его можно включать в систему заданий и в начальной школе. Проблема, своего рода интрига в уроке активизирует внимание учеников, учит их осмысленно исполнять мелодии с помощью нотной записи, размышлять, подбирать слова. После этого ребята могут продирижировать “Колыбельной”, ориентируясь на её графическую запись на доске.

Наш раздел называется “О России петь — что стремиться в храм”. Пётр Ильич Чайковский, как никакой другой композитор, доказал эти слова всем своим творчеством, всей своей жизнью. Как объяснить детям, что Чайковский — верующий человек? Только ли своей музыкой он открывает нам душу? А как жил композитор, что писал в письмах своим близким, какими мыслями он делился с окружающими его людьми? В чём видел смысл жизни? Лучше всего было бы побывать в Доме-музее в Клину или воспользоваться слайд-презентацией, видеофильмом об этом музее.

Заглянем в дом, где жил этот великий человек. В правом углу напротив входа в каждой комнате — иконы, бывшие семейными реликвиями; среди книг с пометками, сделанными его рукой, хранится шесть изданий Священного Писания; рядом с полным собранием сочинений Моцарта — “Христа музыкального”, как называл его Чайковский, — хранятся сборники церковных православных песнопений. На рукописях сочинений последних лет жизни как заглавие, поставленное рукой Чайковского, слова: “Господи, благослови!”, а в завершение — слова благодарности Богу. Во времена Чайковского не календарными числами измеряли жизнь, а православными праздниками, свидетельства чего щедро рассыпаны в письмах Чайковского, который, строя свои планы, намечал, что он будет делать “на Масленой неделе”, “на Страстной”, в “Великий пост”. А самым любимым праздником в семье было Рождество. Христос пришёл к людям ребёнком, и потому Рождество — любимый детский праздник. И как Младенцу Христу несли дары мудрецы, так в Рождество все дети и взрослые получают подарки.

“Если обратиться к далёкому прошлому, то, на первый взгляд, событий там не очень много — так кажется издали оттого, что уходящее время будто спрессовывается. Но если прошедшее представить себе как день, в котором ты живёшь, оно расправляется, разглаживается и оказывается необычайно насыщенным”.

Теперь непосредственно о пьесе “В церкви”. Мелодия написана на один из самых известных псалмов царя Давида — 50-й, покаянный. Эту молитву исполняют в храме во время вечернего богослужения. Детям об этом рассказывать не надо. Однако эту пьесу не обошёл своим вниманием ни один начинающий пианист. Живое детское исполнение этого сочинения украсит урок.

Слушая музыку молитвы с ребятами, обязательно отметьте, как композитор на фортепиано изобразил замирающий вдали колокол (гудящий бас). В фонохрестоматии две молитвы даны в исполнении камерного оркестра “Гнесинские виртуозы”. Послушайте виртуозную трактовку пьес в их исполнении, получите удовольствие!

В конце урока рекомендуем показать слайд увеличенной обложки “Детского альбома”. Поинтересуйтесь у учеников: художник, нарисовавший обложку к “Детскому альбому”, слушал музыку Чайковского или в своих иллюстрациях к пьесам использовал только их названия?

Хочется напомнить, что эти уроки должны проходить бея назидания, материал нужно подаваться деликатно, бережно, так как он касается внутреннего мира человека.


1 См.: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3).