Симфоническая сказка. Петя и Волк - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 2 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Симфоническая сказка. Петя и Волк - В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 2 класс

Задачи уроков: знакомство с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки; развитие готовности эмоционально откликаться, распознавать, и анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии; выявление различных по смыслу музыкальных интонаций; распознавание тембров отдельных инструментов; подбор изображений знакомых инструментов к соответствующей музыке; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование возможностей различных способов воссоздания образов сказки (пластическое интонирование), наблюдений, форматов представления, источников информации.

При рассматривании с учащимися рисунков и фотографий на шмуцтитуле — вводном развороте этого раздела учебника — можно обратить их внимание на изображение здания Большого зала Московской государственной консерватории — одного из лучших концертных залов России; памятника П. Чайковскому, установленному перед входом в Московскую государственную консерваторию, которая носит его имя1. Рассказ учителя может сопровождаться звучанием уже знакомых детям сочинений П. Чайковского: “Марша”, “Вальса снежных хлопьев”, “Па-де-де” из балета “Щелкунчик”, пьесы из “Детского альбома”. Возвращение к уже знакомой музыке на новом уровне — углубление в её интонационно-образное содержание — приближает музыку к детям и детей к музыке. Знакомое произведение становится всё более любимым.

“Симфоническая сказка”. Начиная знакомство учащихся II класса с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и Волк”, можно напомнить о том, что в опере они уже встречались с музыкальными темами — характеристикой героев детской оперы М. Коваля “Волк и семеро козлят”. Но если в опере эти темы персонажи поют, то в сказке С. Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос — “тембр”, как говорят музыканты.

Знакомясь с темами действующих лиц сказки, нужно обращать внимание на их жанрово-интонационные особенности, например, тема Пети напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя — мальчик, такой же, как и все дети: играет, веселится, танцует и поёт, разговаривает со своими знакомыми. Мелодия Пети, исполняемая струнными инструментами оркестра, беззаботная, легко взлетающая вверх. Так она звучит в начале сказки.

А если прислушаться к “Заключительному шествию” в конце сказки, то становится понятным то, что Петя — герой, он со своими друзьями поймал злого Волка: музыка звучит торжественно, в темпе неторопливого шествия-марша.

Теперь тему Пети играют не только струнные инструменты, а весь оркестр, поэтому она звучит так уверенно и важно.

Птичка, маленькая и лёгкая, охарактеризована высокими “чирикающими” звуками флейты (со звучанием этого инструмента и темой Птички учащиеся познакомились ещё в I классе). Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки кларнета. Неторопливую поступь (“вперевалочку”) Утки и её кряканье — гнусавый гобой. Сердитого и ворчливого Дедушку — низкие звуки фагота. Осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) воинственных охотников передаёт “смешанное” звучание четырёх деревянных духовых инструментов:флейты, кларнета, гобоя, фагота; а их выстрелы — ударные инструменты: тарелки и большой барабан. Страшного Волка изображают резкие гармонии в звучании трёх валторн.

Пусть учащиеся попытаются понять значение того или иного средства выразительности. Рассматривание нотной записи музыкальных тем персонажей сказки в учебнике позволит учителю обратить внимание на особенности мелодики, ритма, регистра (на что укажут скрипичный или басовый ключ), темпа, штрихов (акценты, стаккато).

Названия инструментов и имена персонажей сказки учащиеся смогут прочитать на развороте “Петя и Волк”, где даётся “партитурный лист”. Изображение детей, сидящих у старинного граммофона, напомнит, что сказку можно послушать и дома в записи, которую учащиеся могут найти с помощью родителей в Интернете (или переписать у учителя)2. Возможен просмотр видеофрагмента симфонической сказки С. Прокофьева “Петя и Волк” (в зависимости от подготовленности класса — исполнение в концертном зале или показ мультфильма).

Условная партитура поможет максимально привлечь внимание детей и сделать восприятие всей сказки более увлекательным. Слушая сказку на уроке, учащиеся следят за её развитием по партитуре в учебнике, затем самостоятельно выполняют задание, предлагаемое в рабочей тетради. Здесь надо отметить на соответствующей линии — строке партитуры — появление каждого действующего лица. Таким образом, дети смогут не только запомнить на слух тембры инструментов симфонического оркестра, но и увидеть их взаимодействие в сказке, проследить за развитием музыкальной темы. В этом им поможет выполнение заданий в рабочей тетради (с. 60—61), а также поиск информации о создании сказки “Петя и Волк” в Интернете3.


1 Имя великого русского композитора П. И. Чайковского было присвоено консерватории в 1940 г., к 100-летию со дня его рождения. В ознаменование этого события был установлен памятник композитору (скульпторы В. Мухина, Н. Зеленская, 3. Иванова).

2 См.: Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. (MP3).

3 Можно воспользоваться следующими образовательными ресурсами Интернета:

О симфоническом оркестре сказки Сергея Прокофьева “Петя и Волк” (ч. 1 — 11). Анимация, иллюстрирующая беседу, с закадровым голосом Д. Б. Кабалевского http://files.school-collection.edu.ru

Взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусства. Петя и Волк (Симфоническая сказка. Мультфильмы. Балет. Рок-версия) http:/ fcior.edu.ru