Кантата «Александр Невский» - РОССИЯ — РОДИНА МОЯ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Кантата «Александр Невский» - РОССИЯ — РОДИНА МОЯ - 3 класс

Задачи урока: формирование основ российской гражданской идентичности; воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитание художественного вкуса школьников на основе нравственно-эстетического постижения произведений композиторов-классиков; осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С. Прокофьева.

Имя великого полководца и святого земли Русской Александра Невского учащимся уже знакомо. Во II классе они начали разучивать “Песню об Александре Невском” и хор “Вставайте, люди русские!” из кантаты С. Прокофьева “Александр Невский” (см. разворот “Святые земли Русской” в разделе “О России петь — что стремиться в храм” в учебнике для II класса). Сравнение иконы святого благоверного князя Александра Невского и фрагмента картины “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет” С. Присекина помогут более глубокому и многозначному раскрытию музыкальных образов кантаты. (Картина художника С. Присекина, нашего современника, украшает вход в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.)

На этом уроке закрепляется понятие трёхчастной формы. Практический опыт показывает, что мелодии (темы) хора “Вставайте, люди русские!” разучиваются детьми с интересом и надолго остаются в их памяти. Вернувшись к уже знакомой музыке хора из кантаты С. Прокофьева, необходимо обратить внимание на особенности его исполнения: избегать форсированного звучания; разучивая главную мелодию хора, стремиться к напевности в сочетании с энергичностью, к передаче героического характера музыки, что достигается пением на активном дыхании, с чёткой дикцией.

Не останавливаясь на всех подробностях процесса знакомства с хором “Вставайте, люди русские!”, покажем, как пластическое интонирование в сочетании с вокализацией помогает услышать разные грани этого музыкального образа: призыв к народу и тревогу за его судьбу, большую любовь к Родине, сдержанное спокойствие и решительность, уверенность. Учитель может просить учащихся напеть тему средней части хора без слов. Естественно, что с первого раза не всё получится. Чтобы почувствовать интонационно-смысловое богатство, заложенное в теме, надо понять замысел композитора, а значит, пройти путь становления, создания художественного образа. Для этого могут быть предложены разные его трактовки.

• Можно ли спеть эту тему (“На Руси родной...”) как нежную лирическую песню? Пробуя сделать это, учащиеся более внимательно вслушиваются в неё, что способствует точности исполнения. Вместе с тем такое исполнение мелодии вряд ли будет оправданным, если её петь не как вокализ, а со словами. А если попробовать спеть её как протяжную народную песню? Учитель предлагает пропеть мелодию про себя, “исполняя” движением руки фразировку. Где каждому из учащихся покажется необходимым взять дыхание, там рука должна изменить направление движения. Кто-то из детей услышал здесь три фразы, у кого-то получились две, у некоторых — одна большая фраза. После этого класс поёт мелодию со словами.

Движение — осмысленное исполнение фразировки, вокализация способствуют осознанию важнейшего качества этой мелодии — её широты, распевности — того, что сближает её с русской народной песенностью и придаёт эпический характер звучанию.

Далее можно выяснить с учащимися, в каком случае тема прозвучит ярче, интереснее, будет больше отвечать замыслу композитора: когда мы поём её медленно и спокойно, как будто ведём рассказ о давних событиях, размышляем о них, или уверенно, решительно, мужественно, передавая состояние людей, поднявшихся на борьбу с врагом. Вновь и вновь класс повторяет мелодию, стремясь придать своему исполнению различные интонационные оттенки. Достижение результата, который удовлетворил бы прежде всего не учителя, а самих учащихся, — лучший показатель их творческой активности, инициативы, самостоятельности поиска.

Столь же тщательно, кропотливо ведётся и разучивание первой темы хора. Подчёркивание в процессе её исполнения ритмической энергии, акцентирование сильной доли такта в начале темы и первой — третьей долей в дальнейшем её развитии (при проигрывании мелодии учителем на инструменте, пении класса с называнием нот, со словами) позволит учащимся ярче ощутить призывный, энергичный характер музыки.

Целесообразно обратить внимание на звучание колокольного звона (набата) во вступлении к хору. Когда мелодия разучена, интересно будет послушать её в грамзаписи и попросить ребят жестом — резким, сильным движением руки — “исполнить” партию колокола. Учащиеся сталкиваются с тем, что это очень трудно сделать с первого раза: колокол звучит всегда с неожиданными акцентами в мелодии, но постепенно им удаётся “подхватить” звучание набата в оркестре. Нарушение метричности придаёт музыке особую выразительность, а обнаруженное учащимися противоречие между ударными звуками мелодии и набатным звучанием колокола в сопровождении вызывает ответные чувства растревоженности, смятения. Пропевание детьми мелодии с включением движения (игрой солиста на треугольнике) поможет выявить эту характерную особенность музыки и тем самым пережить запечатлённое ею состояние.

Возможны разнообразные варианты участия детей в исполнении этого хора, создание различного рода композиций, например: “исполнение” партии колокола в первой части, пение темы второй части и опять включение в оркестровое звучание. Любой музыкально-пластический знак или интонация, по словам музыковеда В. Медушевского, — это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца. Так учащимся всё полнее раскрывается музыкальный образ этой части кантаты, звучащей в напряжённый, драматический момент развития событий.

Учащиеся смогут самостоятельно прочитать в учебнике о жанре кантаты, обратиться к нотной записи двух тем хора для закрепления того, что происходит на уроке, задуматься о том, что объединяет и что различает такие музыкальные жанры, как кант и кантата. При работе над кантатой целесообразно показать кадры из кинофильма “Александр Невский” С. Эйзенштейна. Несмотря на то что фильм снят давно (в 1938 г.) и во многом несовершенен, кинематографическое решение исторических образов позволит учащимся ярче почувствовать и пережить музыку кантаты, написанной композитором на основе музыки к этому фильму. Интересно, как ответят третьеклассники на вопрос “Можно ли петь хвалебные канты в честь Александра Невского, которые появились в Петровскую эпоху, почти через 500 лет после победы полководца над шведами?”

Учителю важно организовать истинно музыкальную деятельность на уроке. Урок музыки как урок искусства отличается тем, что школьники, погружаясь в произведение, и поют его, и слушают, и обращаются к учебнику, рассматривая репродукции, нотную запись, выполняя задания, исполняют музыку движениями, играют на воображаемых и реальных инструментах. Пластическое интонирование и нотная графика вводятся учителем, тогда, когда нужно без лишних слов оттенить какую-либо характерную особенность произведения, помочь детям ярче почувствовать развитие музыки, глубже понять её сущность.