Опера «Руслан и Людмила». Увертюра - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 3 класс

Задачи уроков: продолжение знакомства с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами; постижение триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя; углубление представлений учащихся о способах и приёмах музыкального развития (повтор и контраст) на основе восприятия и исполнения музыкальных тем, анализа (сопоставление или столкновение интонаций) художественных образов как выражения человеческих чувств и действий, о формах построения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведения; освоение нотной записи как способа фиксации музыкальной речи, её выразительного смысла.

Вводный разворот “открывает” фея Сирени — иллюстрация к балету “Спящая красавица” П. Чайковского, который становится своего рода кульминацией в развитии восприятия детьми музыкально-симфонической драматургии.

“Я славил лирою преданья”. Начинается раздел со знакомой детям оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”. Учащиеся вновь обращаются к уже известным им “Маршу Черномора” и сцене похищения Людмилы, к главным героям оперы. Сравнивают полнозвучную, лирическую арию отважного Руслана и лёгкую, изящную каватину нежной, любящей Людмилы, узнают, какие голоса исполняют эти партии в опере (баритон и сопрано).

“Фарлаф”. Листая страницы учебника, учащиеся так же, как и герои оперы, переносятся со свадебного пира в мир, полный опасностей. Об этом в своей арии поёт один из персонажей оперы — Фарлаф. Чтобы дети лучше почувствовали, как композитор в стремительной арии, написанной в форме рондо, высмеивает спесь и бахвальство Фарлафа, учитель может выразительно прочитать (или попросить сделать это самих детей) начальную фразу: “О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг”, изображая серьёзность и воодушевление. • Что может представлять собой персонаж, которому принадлежат эти слова? • Какой у него характер? Ребята обычно говорят: “Смелый, мужественный, решительный”. Однако при последующем слушании рондо выясняется, что музыка развенчивает этого “героя”, выдавая его трусость и бахвальство. Дети сравнивают речь героя с характеристикой, которую даёт ему Пушкин:

...Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей...

Теперь, если обратиться непосредственно к музыке, можно убедиться в том, как ярко она передаёт всё, что происходит в душе Фарлафа. Школьники с помощью учителя выясняют, какими выразительными средствами композитор рисует портрет Фарлафа. Вначале короткие фразы, частые повторы одних и тех же интонаций, прерывистая речь напуганного человека: “Я весь дрожу...” Здесь можно сравнить музыкальную интонацию с разговорной: как бы ребята сами сказали такие слова, а как передал их в музыке композитор? Реплику “Откройся мне, скажи, кто ты” учащиеся могут спеть и с называнием нот, и со словами. Теперь можно вернуться к словам Фарлафа “О радость!” и прочитать их так, как требуется: очень значительно и хвастливо. • В ответ на какие слова Наины звучат слова Фарлафа? В ходе работы выясняется, что образ волшебницы неизменен. Её речь звучит на одном повторяющемся звуке, как заклинание: “Ступай домой и жди меня: Руслана победить, Людмилой овладеть тебе я помогу”. С гордостью, важно признаётся она Фарлафу в том, кто она. • Какое чувство возникнет у детей, если они споют её “признание”?

Тему “Рондо Фарлафа” учащиеся также могут исполнить по нотной записи. При этом они должны постараться передать теперь уже совершенно иное состояние героя — безудержную радость, торжество и хвастовство. Здесь открывается и смысловое значение формы рондо, которая даёт возможность композитору путём постоянного возвращения к рефрену утвердить главную мысль: “Близок уж час торжества моего”.

Интересно сопоставить рондо Фарлафа с “Болтуньей” С. Прокофьева: юмористическая зарисовка персонажей, общность их характеров (хвастливая болтливость), использование формы рондо. Сравнение поможет ребятам осознать взаимодействие различных средств выразительности, придающих неповторимый характер каждому образу.

Почувствовать истинный характер героя поможет иллюстрация в учебнике — фото Ф. Шаляпина в роли Фарлафа, а также подпевание репликам действующих лиц, своего рода театрализация при повторном слушании всей сцены из второго действия оперы. Такая работа приучает детей быть внимательными к интонационной выразительности речи и музыки.

“Увертюра”. В завершение работы над оперой учащимся предлагается вспомнить музыкальные темы главных героев, рассматривая их изображения на страницах учебника, и высказать предположение, на каких из них построена увертюра к опере. Ведь композитор пишет её, как правило, после завершения работы над оперой. После прослушивания увертюры будет интересно выяснить с учащимися, насколько их предположения оказались точными. Конечно, основные темы с ребятами надо спеть; побочную тему сначала спеть как вокализ, а затем как тему из арии Руслана со словами.

К сонатной форме, в которой написана увертюра М. Глинки, учащиеся в полной мере обратятся в средней школе, однако в III классе можно отметить особенности её построения в самом общем плане. Увертюра как характерный зачин определяет эпико-философский склад оперы, и особенности её построения определяют силу её воздействия на слушателей. Учащиеся, несомненно, смогут самостоятельно разобраться в том, один или несколько образов в увертюре, и обнаружить, что, хотя она построена на контрастном сопоставлении тем — воинственной и лирической (главной и побочной), устремлены они к одному — светлому, доброму в жизни. Уже в начальной теме вступления — могучих аккордах — ярко передан русский характер богатырских образов. Взвивающаяся вверх “удалая” тема, характерная для музыкальной речи М. Глинки, и плавная тема любви Руслана — это те светлые темы увертюры, которые определяют её общий строй. Им противостоят темы царства Черномора — “аккорды оцепенения”. Но несмотря на звучание устрашающих интонаций Черномора, рождается общая устремлённость к свету. Тема главной партии в конце увертюры перерастает в торжественный клич победы. В увертюре преобладают “силы света”, мажорные, торжествующие темы, предвещающие победу доброго начала.

Исполнение и слушание заключительного хора оперы поможет учащимся ярче почувствовать её жизнеутверждающую идею. Установление интонационных арок между увертюрой и заключительным хором оперы “Руслан и Людмила” М. Глинки, самостоятельное выстраивание логики музыкального развития действия — всё это активизирует детей, делает музыку личностно значимой для них.

К тому же такая работа, привлекая внимание к музыкальной речи композитора, позволяет выявить особенности его стиля. Русская попевка — стремительная тема главной партии — становится определяющей в дальнейшем развитии оперы, воплощая образ могучих народных сил. Она превращается в былинный эпический запев Баяна, в горестное, величественное размышление Руслана (минорное — “О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями...”), в воодушевлённо-мужественную речь (мажорное — “Дай, Перун, булатный меч мне по руке...”), в торжественное звучание заключительного хора “Слава великим богам”. Общее впечатление от встречи с оперой — радость, свет, восторг, солнце.

Борьба добра и зла — одна из основных тем в искусстве, проблема жизни людей. Пусть дети задумаются о добре и зле в жизни, о противоречивых мыслях, чертах характера человека, о том, что со всем этим мы встречаемся и в произведениях искусства. Можно спросить у них, не обращали ли они внимания на то, как в них самих борются разные мысли. Иногда побеждает доброе, хорошее, иногда плохое. Каждому не мешало бы уметь разбираться в самом себе, понимать, что в нём есть хорошего и плохого, и стремиться к идеалу.


1 На данный раздел в тематическом планировании отведено 6 часов. Материал предлагаемых разворотов учитель может использовать вариативно, выбирая для изучения ту или иную оперу.