Балет «Спящая красавица» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Балет «Спящая красавица» - В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ - 3 класс

Задачи урока: формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни на основе сопоставления контрастных образов, их развития и взаимодействия в балетном спектакле.

Знакомство учащихся с балетом “Спящая красавица” П. Чайковского начинается с прослушивания вальса. После того как учащиеся определят, что прозвучавшая на уроке музыка — вальс, и напоют его мелодию, правомерно обратиться к ним с вопросом: • Эта музыка тоже принадлежит Римскому-Корсакову? Затем попытаться вспомнить произведения, родственные этому вальсу. Здесь могут возникнуть две линии сопоставлений. Первая — это на поверхности лежащее образное сопоставление знакомых вальсов разных композиторов: вальсов С. Прокофьева из “Детской музыки”, из балета “Золушка”, вальса П. Чайковского из “Детского альбома”. Вторая линия — сопоставление разных произведений П. Чайковского.

Пропевание мелодий каждого произведения, их пластическое интонирование дают возможность ярче почувствовать музыку. Через движение, жест учащиеся более глубоко в неё погружаются, и им в этом случае легче высказать свои впечатления, своё отношение к ней, так как практически они описывают своё собственное состояние, говорят о своих эмоциях, переживаниях, вызванных музыкой.

“Две феи”. После того как назван автор вышеназванных произведений, можно сказать, что прозвучал вальс из балета П. Чайковского “Спящая красавица”, и предложить послушать вступление — интродукцию — к балету. • С какими персонажами сказки знакомит нас музыка вступления? • Что можно сказать о самом балете по вступлению?

• Можно ли предугадать события, которые будут происходить в балете, и чем он закончится?

Слушая интродукцию к балету “Спящая красавица”, учащиеся, несомненно, отметят резкое противопоставление двух борющихся сил, после чего учитель может рассказать им о содержании балета, его действующих лицах (или спросить у самих ребят).

Музыка как бы представляет нам двух волшебниц: вестница добра — светлая, спокойная, лирическая тема феи Сирени противостоит натиску злого духа — острому, напряжённому звучанию темы феи Карабос. После ответов детей можно обратиться к учебнику и, рассмотрев рисунки и нотную запись, попытаться “исполнить” темы феи Карабос и феи Сирени. Светлую, ласковую, успокаивающую тему феи Сирени можно напеть с учащимися. А тему феи Карабос, вероятно, лучше передать в движении. Пусть ребята сами найдут движения, наиболее точно передающие музыкальный портрет злой колдуньи.

После такого “исполнения роли” каждого из действующих лиц балета можно ещё раз более внимательно посмотреть нотную запись и постараться определить особенности каждой из тем: разницу в темпах, динамике, штрихах.

Всё это образует контраст интонаций, определяя разный характер каждой темы.

На следующем развороте — “Сцена на балу” учащиеся видят фотографии различных сцен из балета “Спящая красавица”, вновь слушают фрагмент вальса, выступая не только в роли слушателей, но и в роли дирижёров. Это целая поэма о вальсе, в которой “пластика поёт”. Очень важно спеть мелодию вальса, запомнить эту светлую, нежную музыку, поскольку интонации именно этого вальса претерпевают изменения в ключевой сцене, когда на балу появляется фея Карабос. Финал первого действия представляет собой широко развитую симфоническую сцену. Здесь изменившиеся интонации вальса, злорадно-торжествующее звучание темы феи Карабос, предвещающей трагедию, танец Авроры с веретеном (новое преломление темы феи Карабос), тема горя и отчаяния окружающих (виолончели и фаготы) вновь в сопоставлении с темой феи Карабос как виновницы всего происшедшего и, наконец, красивое, развёрнутое завершение всей сцены — плавно парящая мелодия феи Сирени (английский рожок) как смягчение злого заклинания, колдовства — всё царство погружается в волшебный сон.

Не стоит вспоминать с детьми (тем более рассказывать) сюжет сказки, в частности события, происшедшие на балу. Пусть они, вслушиваясь в финал первого действия и наблюдая за развитием отдельных интонаций и тем, попробуют самостоятельно представить себе всё происходящее на сцене и ответить на вопросы: • Звучит ли вальс? • Слышны ли знакомые интонации? • В связи с чем изменилась мелодия вальса? • Как и когда появилась тема феи Карабос? • Как музыка передаёт то, что происходит с Авророй, и какие чувства переживают гости? • Чем заканчивается действие балета?

Вся сцена звучит в подвижном темпе (скоро, живо), но как меняется в ней настроение... От безмятежно-светлого, радостного состояния — через волнение, вторжение злорадно-торжествующего начала, влекущего за собой смятение, скорбь, отчаяние, — к светлому, нежному звучанию, полному надежды и вместе с тем незавершённости.

Дома учащиеся могут обратиться к рабочей тетради и, узнав персонажей сказки в рисунках, подобрать соответствующие слова для их характеристики. Кроме того, им предлагается представить себя режиссёрами и дать свои предложения по “постановке спектакля”, а также посмотреть видеофрагмент “Вальс” из балета “Спящая красавица” П. Чайковского: http://ufa.fcior.edu.ru