загрузка...

Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс

Поурочные разработки к учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева

 

Оптика

 

Глава 10. Излучение и спектры

Урок 99. Игра «Что? Где? Когда»

 

Цели: обобщить, систематизировать знания по теме «Излучение»; совершенствовать навыки решения задач различного типа; расширить кругозор учащихся.

Ход урока

Подготовка к уроку

Перед началом урока-игры оглашаются правила. Назначаются капитаны команд. Капитаны на листочках пишут список членов своей команды и проставляют любое двузначное число. Команда, обозначившая наименьшее число, начинает игру.

Вопросы составляет сам учитель или совместно с активом старших учащихся. Каждый вопрос должен начинаться с одного из слов названия игры («что, где, когда, почему?») и быть интересным. На все вопросы у ведущего заранее должны быть правильные ответы.

 

Условия игры

- на обдумывание вопроса дается 1 мин;

- если команда, посовещавшись, дает правильный ответ, то каждый ее участник получат одно очко, а отвечавший - очко со знаком «+» (плюс означает учет ответа);

- если команда не смогла ответить на вопрос, то на него отвечает любой зритель, получая за это тоже очко со знаком «+»;

- высказываться могут все желающие. Единственное условие - не повторяться;

- если и команда, и зрители не ответили на вопрос, он снимается, и ведущий зачитывает правильный ответ;

- если команда не дала верный ответ на предложенный ей вопрос, она освобождает игровой стол;

- команда, правильно отвечающая на вопросы, может давать подряд ответы не более чем на 5 вопросов;

- во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнить вопрос и ответ может только ведущий;

- желающие дополнить ответ, высказать что-то по ходу игры обязаны поднять руку;

- за оригинальные дополнения ведущий может дать говорившему поощрительное очко со знаком «+»;

- за подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами или записками участники игры (в том числе и зрители) подвергаются штрафу. У них вычитают одно очко;

- в конце игры участники, набравшие 6 и более очков, получают две пятерки, 5 очков - оценку «5», 4 очка - «4». Право на оценку в журнале дают только очки со знаком «+», свидетельствующие о самостоятельном полном и правильном ответе;

- ведущим может быть любой ученик этого или другого класса, либо учитель;

- во время игры можно пользоваться справочной литературой и учебником.

 

Возможные вопросы

1. Почему гремучие и другие ямкоголовые змеи легко отыскивают добычу в темное, несмотря на то, что ночное зрение у них не развито? Чем это можно объяснить? (У таких змей по обе стороны головы, между ноздрей и глазом, имеются два конических углубления, по краям которых находятся особые клетки, чувствительные к инфракрасным лучам. В поисках добычи змея медленно ползет и обследует землю и низкие кусты, стараясь уловить всеf что теплее или холоднее окружающей среды. Температурная разница всего лишь в 0,0018 °С уже заставляет змею насторожиться. Затем она бесшумно приближается к живому объекту, будь то лягушка, охлажденная за счет испарения влаги с кожи, или спящая птица, или другое животное. Используя свои перекрывающие конические поля тепловой чувствительности (термолокаторы), змея может определить, когда именно она приблизится к животному на расстояние, достаточное, чтобы поразить его; она может также узнать о позе и размерах возможной жертвы.)

2. Почему в процессе созревания растения обычно меняют цвет, например рожь, пшеница, овес и др.? (Во время своего развития растения имеют зеленую окраску, то есть они отражают зеленые лучи и поглощают красную часть спектра. Красные лучи обладают наибольшим тепловым эффектом и способствуют образованию хлорофилла. В процессе созревания растение не нуждается больше в органических веществах и меняет окраску на золотисто-оранжевую или беловатую. Растение такого цвета поглощает значительно меньше красных лучей.)

3. Почему сильнее нагревается на солнце: хорошо загоревший человек или совсем не загоревший? (Образование коричневого загара есть самозащита организма от чрезмерного действия ультрафиолетовых и фиолетовых лучей: лучи высокой частоты сильно поглощаются этим пигментом, вызывая только безвредное нагревание. Поэтому хорошо загоревший человек нагревается на солнце сильнее, чем не загоревший, но он не испытывает вредного химического действия световых лучей.)

4. Почему в оранжереях растут вечнозеленые растения, в то время как на открытом воздухе еще не растаял снег и температура ниже 0 °С? (Солнечный свет, в котором наибольшее количество энергии приходится на долю видимых лучей, проникает в оранжерею с незначительными потерями. Поглощаясь почвой и растениями, он вызывает нагревание, вследствие чего начинается обратное лучеиспускание энергии. Однако это лучеиспускание совершается инфракрасными лучами, для которых стеклянное перекрытие непроницаемо. Таким образом, оранжерея является как бы ловушкой для солнечной энергии, которая поглощает энергию и очень мало ее излучает. Поэтому в оранжереях даже без искусственного подогрева может быть получена достаточно высокая температура при сравнительно слабом солнечном свете.)

5. Почему гнезда термитов имеют форму крыла, плоскости которого обращены точно к востоку и западу. Почему термиты так строят свои жилища? (Такой формы и так сориентированные сооружения термитов поглощают меньше солнечного тепла в полдень, но, собирая излучаемое тепло от восхода солнца и до самого захода, увеличивают продолжительность теплового дня для находящихся в них личинок.)

6. Почему в густом еловом лесу нет ни красных, ни синих, ни желтых цветов, - они белые или бледно-розовые. Чем это объясняется? (В полумраке под густыми ветвями елей хорошо заметен издалека только белый или бледно-розовый цвет, поэтому насекомые (в поисках нектара) опыляют лишь эти цветы.)

7. Оптимальная температура тела бабочки-перламутровки 32,5-35,5 °С. В солнечную погоду бабочка поддерживает температуру независимо от температуры окружающей среды. Как ей это удается? (Бабочка поддерживает постоянную температуру своего тела с помощью крыльев. Больше всего тепла крылья получают, если солнечные лучи падают перпендикулярно к ним. Чем больше угол падения, тем слабее нагревание. Как только температура тела достигает 35 °С, бабочка изменяет положение крыльев, пока не найдет такое положение, при котором количество получаемого тепла будет устойчиво поддерживать нужную температуру.)

8. Почему большинство животных Крайнего Севера белого цвета, а те, окраска которых иная, например, белка, заяц, меняют ее зимой на белую? (Животное белого цвета меньше излучает теплоты в окружающее пространство, что особенно важно в условиях Крайнего Севера.)

9. Почему животные воспринимают инфракрасные лучи? (Некоторые из глубоководных кальмаров, помимо обычных глаз, наделены еще так называемыми термоскопическими глазами, т. е. органами, способными улавливать инфракрасные лучи. Эти глаза у них рассеяны по всей нижней поверхности тела, и каждый имеет вид небольшой темной точки. Под микроскопом видно, что устроен он, как обычный глаз, но снабжен светофильтром, сдерживающим все лучи, кроме инфракрасных. Светофильтр расположен перед преломляющей линзой-хрусталиком. Линза отбрасывает сконцентрированный пучок световых лучей на чувствительный к ним воспринимающий орган.)

 

Подведение итогов

Подводятся итоги игры, выставляются оценки.

 

Домашнее задание

п. 81-87.





загрузка...
загрузка...