загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой - 2014 год

10 КЛАСС

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ (34 урока)

РАЗДЕЛ IV. ОРФОГРАФИЯ

Урок 30. Готовимся к ЕГЭ

Цели: повторить и обобщить все изученное по теме «Морфемика и словообразование»; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слов; отработать навыки работы с экзаменационными тестами.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Повторение пройденного

1. Фронтальный опрос.

—   Что такое морфема? Как соотносятся морфема и слово?

—   На какие группы делятся морфемы русского языка?

—   В чем состоит отличие формообразования от словообразования?

—   Охарактеризуйте морфологические способы словообразования.

—   Охарактеризуйте неморфологические способы словообразования.

2. Словарный диктант.

Аккомпанемент, привилегия, аккредитация, хрестоматия, манипуляция, эстакада, ажурный, парашют, боржоми, чопорный, авиация, инцидент, интервью, баллада, редколлегия, ассамблея, кристалл, пейзаж, инъекция, теоретик, иждивенец, интеллект, шероховатый, промокашка, поплавок, прикосновение, расстелить, можжевельник, аннотация, ирригация, ресурс, беспомощный, предыстория, представить, преемник, двухъярусный, дезинфекция, сверхизысканный.

3. Работа с тестовым заданием.

Вариант 1

1. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а) п..томки, возл..гать, состр..дание;

б) м..рить, зат..ряться, с..бака;

в) об..зательный, л..чение, сист..матический;

г) нар..дить, пл..вец, выт..рать.

2. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква?

а) пр..дедушка, пр..кричать, поем..треть;

б) с..езд, ад..ютант, от..явленный;

в) пр..умножить, пр..крыть, пр..красный;

г) ал..миний, трол..ейбус, пропел..ер.

3. В каком варианте ответа перечислены все примеры, где на месте пропуска пишется e?

А) разогр..вать;             

Б) сер..бристый;

В) с..реневый;               

Г) соб..ру.

а) А, Б, В, Г;

б) А, Б;

в) А, В;

г) А, Б, Г.

4. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

а) управление;

б) средство;

в) приготовлю;

г) издалека.

5. Какое из приведенных ниже слов образовано приставочно-суффиксальным способом?

а) обменять;

б) обменный;

в) покупать (товар);

г) покупатель.

6. В каком слове нет окончания?

а) вскачь;                            

б) шел;

в) пиши;                              

г) овощ.

7. Какое слово образовано безаффиксным способом?

а) прячь;                              

б) синь;

в) юный;                              

г) пень.

8. Во всех словах какого ряда мягкий знак не пишется?

а) ил(?)люзия, вос(?)мой, плащ(?), ноч(?);

б) мяч(?), вскач(?), прелест(?), туч(?);

в) ил(?)люзия, замуж(?), мяч(?), туч(?);

г) мяч(?), плащ(?), ноч(?), замуж(?).

9. Во всех словах какого ряда пишется удвоенная согласная?

а) гал(?)ерея, мож(?)евельник, аккредитация, кар(?)икатура;

б) шос(?)е, кар(?)икатура, бар(?)икада, ак(?)умулятор;

в) компромис(?), гал(?)ерея, ак(?)редитация, экспрес(?)ия;

г) мож(?)евельник, ак(?)умулятор, экспрес(?)ия, компромис(?).

10. Найдите строку, в которой есть слова только с формообразующими аффиксами.

а) окнами, беги, мети, красивее;

б) посмотрел, прочитай, красивее, окнами;

в) бежал, посмотрел, прочитай, давайте;

г) мети, красивее, посмотрел, окнами.

Вариант 2

1. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая гласная в корне?

а) м..шок, отл..чаться, выр..стать;

б) ст..рать, сер..дина, б..тонок;

в) нап..вать, заг..раться, разб..вать;

г) интер..совать, нар..дить, пост..новка.

2. В каком ряду слов пропущена одна и та же буква?

а) пост..янный, отл..жить, пор..ель;

б) пр..выкать, пр..восходный, пр..ходить;

в) в..ехать, шьеш.., в..юга;

г) п..ет, ад..ютант, кар..ера.

3. В каком варианте ответа перечислены все примеры, где на месте пропуска пишется е?

А) пр..греть;

Б) пр..стол;

В) зас..дать;

Г) прим..рительный.

а) А, Б, В, Г;

б) Б, В;

в) А, В;

г) Б, В, Г.

4. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, но нет окончания?

а) последовательность;

б) притаившись;

в) увереннее;            

г) простительно.

5. Какое из предложенных ниже слов образовано приставочно-суффиксальным способом?

а) последовательность;

б) переносица;

в) перебежчик;          

г) неспокойный.

6. В каком слове нет окончания?

а) наземь;                            

б) рисковал;

в) храни;                                 

г) глинозем.

7. Какие слова образованы аббревиацией — сложением начальных звуков?

а) МГУ;                              

б) МХАТ;

в) вуз;                                     

г) спецкор.

8. Выберите строку, в которой мягкий знак выполняет грамматическую функцию.

а) наземь, лишь, бросишь, бульон, лошадь;

б) бульон, вьюжный, бросишь, большой;

в) отрежьте, речь, несешься, бросишь;

г) речь, большой, лошадь, бульон.

9. Во всех словах какого ряда пишется мягкий знак?

а) паж(?), типаж(?), читаеш(?), навзнич(?);

б) читаеш(?), доч(?), вос(?)мой, четыр(?)надцать;

в) четыр(?)мя, читаеш(?), доч(?), навзнич(?);

г) четыр(?)мя, четыр(?)надцать, навзнич(?), читаеш(?).

10. Найдите строку, в которой есть слова с формообразующими и словообразующими аффиксами:

а) подоконник, подраздел, огни, разрезать;

б) разрезать, огни, подписчик, разбег;

в) подписчик, подраздел, сильнее, разбег;

г) подоконник, подписчик, разбег, хранители.

III. Итог урока





загрузка...
загрузка...