загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой - 2014 год

10 КЛАСС

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ (34 урока)

РАЗДЕЛ II. МОРФОЛОГИЯ

Уроки 57-58. Причастие как форма глагола

Цели: закрепить знания о глаголе; повторить лексико-грамматические разряды и орфограммы причастий.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вопросы по упражнению 284.

2. Словарный диктант с графическим обозначением орфограмм глаголов.

Лечит, колет, они борются, колышется, вы видите, заведовать, покрикивал, беседовала, не надо возмущаться, вы занимаетесь, намажь, возьмите, недобрать, негодовать, не говорите, кушаешь, мечтаете, зиждешься.

II. Работа по теме урока

1. Работа с учебником и составление таблицы.

Прочитать § 50, составить таблицу 15 признаков глагола и прилагательного у причастия.

Таблица 15

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Собственные признаки

     

2. Морфологический разбор причастия.

Учащиеся знакомятся с порядком разбора на с. 183,184, затем выполняют упражнение 285 письменно.

3. Образование причастий.

— Прочитайте § 51 и выполните упражнение 286.

Примечание. Для лучшего усвоения подтемы можно предложить учащимся следующий алгоритм рассуждения. В образовании причастий существует несколько ограничений:

1) глаголы совершенного вида не могут образовать форму настоящего времени. Следовательно, причастия, образованные от глаголов совершенного вида, не имеют настоящего времени;

2) поскольку причастия могут быть только настоящего или прошедшего времени, от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени;

3) если глагол, от которого образовано причастие, переходный, то только тогда причастие имеет и страдательный, и действительный залог;

4) если глагол непереходный, то причастие имеет только действительный залог;

5) таким образом, все четыре формы причастия (настоящее время, действительный залог; настоящее время, страдательный залог; прошедшее время, действительный залог; прошедшее время, страдательный залог) имеют только переходные глаголы несовершенного вида;

6) меньше всего форм (прошедшее время, действительный залог) имеют непереходные глаголы совершенного вида*.

4. Правописание причастий.

Чтение § 52 или составление схемы 6 и таблиц 16, 17.

Таблица 16

Суффиксы причастий

Время

Действительные

Страдательные

Настоящее

-ущ-, -ющ- (от гл. 1-го спр.)

-ащ-, -ящ- (от гл. 2-го спр.)

-ем-, -ом- (от гл. 1-го спр.)

-им- (от гл. 2-го спр.)

Прошедшее

-вш-, -ш-

-енн-, -ённ-, -нн-, -н-, -т-

Таблица 17

Не с причастиями

Слитно

Раздельно

1. Без не не употребляются.

2. Нет зависимого слова.

3. Нет противопоставления.

(Это касается причастий в полной форме.)

1. Есть зависимое слово.

2. Есть противопоставление.

3. При причастии на -мый есть зависимое слово в тв. п.

(Для причастий в полной форме.)

4. С краткими причастиями

Схема 6

н и нн в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий

III. Закрепление материала

1. Словарная работа.

Задание: записать словосочетания под диктовку, графически обосновать выбор н, нн.

Бешеный порыв ветра, брошенное слово, домотканое полотно, испеченный хлеб, некованый конь, нагруженная повозка, прощеное воскресенье, путаный ответ, званные на ужин гости, свежемороженые продукты, топленное в горшке молоко, штопаное-перештопанное белье, незваные гости, свежезамороженная рыба, тяжелораненый боец, легко раненный воин.

2. Выполнение упражнений.

— Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания и правописание суффиксов прилагательных и причастий.

Подлинный писатель - это человек всегда деятельный, совершенно лишенный той маститости, солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни», что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей, посвященных в литературу (К. Паустовский).

— От данных глаголов образуйте страдательные причастия и отглагольные прилагательные.

Воспитать, организовать, сковать, изыскать, рассеять, сдержать, возвысить, согласовать, сосредоточить, путать, пугать, учить.

Выполните упражнение 298. Ваше задание: выписать слова с орфограммами причастий, графически объяснить написания.

IV. Итог урока

Домашнее задание

1. § 50—52.

2. Упражнение 297, ответить на вопросы на с. 191 (подготовиться к проверочной работе).

_______________________

* См.: Кисленкова В. С. Русский язык: Методическое пособие для абитуриентов. Усть-Каменогорск, 2004.





загрузка...
загрузка...