Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы - ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Цели: повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах; наблюдать за их употреблением в тексте; повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с примерами тропов сдаются на проверку учителю.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя.

На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о слове. Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может “работать” при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, составляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.

(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.

Радостный - грустный.

Смелый - храбрый.

Адресат - адресант.

Ключ (от двери) - ключ (родник).

Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный — грустный) звучание слов разное, а значение — противоположное. Во второй паре (смелый — храбрый) слова различаются по звучанию, но близки по значению: смелый — не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый — отличающийся храбростью, отважный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звучанию и различается по значению: адресат — это тот, кто отправляет письмо, а адресант — тот, кто его получает.

Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках пояснения).

В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.

В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:

1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;

2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;

3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;

4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.)

2. Упражнение на закрепление темы урока.

— Определите, что представляет собой каждая пара слов: омонимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.

Мягкий - жесткий, запустить (ракету) - запустить (учебу), искусный - искусственный, искусный - умелый, (крепкий) брак - брак (в работе), доктор - врач, усвоить - освоить, горячий - жаркий, трудолюбие - лень, край (обрыва) - край (область), невежа - невежда, взрослый - детский, глиняный - глинистый, дефект - недостаток, радость - грусть, ненастный - пасмурный, горн (музыкальный инструмент) - горн (в кузнице).

Таблица 3

Типы системных отношений в лексике

Омонимы

Паронимы

Синонимы

Антонимы

Запустить (ракету) — запустить (учебу),

(крепкий) брак — брак (в работе),

край (обрыва) — край (область),

горн (музыкальный инструмент) — горн (в кузнице)

Искусный — искусственный,

усвоить — освоить,

невежа — невежда,

глиняный — глинистый

Искусный — умелый,

доктор — врач,

горячий — жаркий,

дефект — недостаток,

ненастный — пасмурный

Мягкий — жесткий,

трудолюбие — лень,

взрослый — детский,

радость — грусть

Примечание. Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необходимость.

Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать не только то, какими они бывают, но и то, как они работают в тексте.

3. Вопросы и задания по теме “Омонимы”.

— Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каждого из них.

— Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.

А) Много разных есть ключей:

Ключ - родник между камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

(Полные омонимы.)

Б) Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду кринку.

Вдруг на мишку - вот напасть! -

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть.

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

(“К рынку” и “кринку” — омофоны, “напасть” и “напасть” — омоформы, “осиной” и “осиной” — омоформы, “впасть” и “в пасть” — омофоны, “попало” и “попало” — омоформы.)

— Выполните упражнение 10 (с. 16).

— К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)

4. Вопросы и задания по теме “Паронимы”.

— Какие слова обычно вступают в паронимические отношения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)

— Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смысловое различие.)

— К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или толковым словарям.)

— Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: будний — обычный, будний день, антоним к слову “выходной”. Будничный — будничная одежда.

Жалостный - жалостливый.

Ответный - ответственный.

Тактичный - тактический.

Фактичный - фактический.

Воспитательный - воспитательский.

Длинный - длительный.

Запасный - запасливый.

Злой - злостный.

Нестерпимый - нетерпимый.

Освоить - усвоить.

Описка - отписка.

5. Вопросы и задания по теме “Синонимы”.

— Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)

— Выполните упражнение 19 (с. 19).

— С помощью Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует антоним.

Горячий - жгучий - знойный - палящий - раскаленный.

Известие - извещение - весть - новость - сообщение.

Наружность - вид - внешность - облик - портрет.

Бедствие - несчастье - беда - катастрофа - злоключение.

Эпоха - период - время - век - пора.

Старый - древний - ветхий - дряхлый - старинный.

Цепи - оковы - узы - путы - вериги.

Прочный - твердый - крепкий - долговечный - нерушимый.

Смелый - бесстрашный - храбрый - отважный - доблестный.

Учить - изучить - штудировать - твердить - зубрить.

Умный - понятливый - толковый - сметливый - смышленый.

Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тексте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов на заданную тему).

6. Вопросы и задания по теме “Антонимы”.

— Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. Например, народный — антинародный.)

— С помощью каких средств однокоренные слова приобретают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный — нечестный, атака — контратака.)

— Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т. е. резкого противопоставления предметов и явлений.)

— Выполните упражнения 23, 25, 27.

III. Итог урока

— Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)

— Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)

Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.

Домашнее задание (может быть дифференцированным)

1. § 8—10 (с. 22-29).

2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти случаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.

Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет, необратимы.

Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.

Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.

Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска. Подтекстом заявления нужно поставить роспись. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.

Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.

Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию*.

3. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные антонимы.

Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серьезно, умный, молодой.


* Использованы материалы образовательного портала “Экзамен.ру”: <www.examen.ru>.