загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой - 2014 год

11 КЛАСС

РАЗДЕЛ I. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Уроки 21-22. Обособленные приложения

Цели: обобщить знания учащихся о приложениях; формировать навыки постановки знаков препинания при приложениях.

Ход урока

I. Контрольный словарный диктант

Ветреный день, интеллект, утварь, в-одиннадцатых, каноэ, дребезжать, мундштук, бечевка, шествовать по шоссе, надындивидуальный, четырехъярусный, полнеба, ретушер, сентябрьский, январский, конъюнктура, ровесник, попотчевать, интриганский, пастбище, косьба, свадьба, доблестный, веснушчатый.

II. Проверка домашнего задания

1. Взаимоопрос в парах по теме «Обособленные и необособленные определения».

2. Взаимопроверка домашнего упражнения 416.

III. Работа по теме урока

— Проанализируйте предложения.

1.  Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.

2.  Веков минувших великаны, преданья славы сторожа, стоят казацкие курганы.

3. В дальнем углу светилось желтое пятно - огонь квартиры Серафимы.

— Какие члены предложения называются приложениями?

— Дайте определение одиночных приложений.

— Какие выделительные знаки используются при обособлении приложений?

— Перечислите условия обособления приложений.

Задание: прочитать § 86, обобщить материал учебника в виде схем. Проверка составленных учащимися схем.

(Для закрепления выполняется упражнение 422.)

Задание: анализ предложений — записать, расставить знаки препинания, подчеркнуть приложения, указать значение приложений:

Горький назвал «На дне» пьесой-симфонией. Нам, беззаботным, счастливым, все-таки понятны беды героев «дна». Этот человек, известный всем музыкант и поэт, был дружен с Горьким. Ночлежники, как опустившиеся окончательно люди, не способны на борьбу за жизнь. Алкоголик Актер окончил жизнь самоубийством. Максима Горького как великого писателя широко и шумно чествовали после его возвращения с Капри. В интерьере ночлежки преобладают цвета мрачные, в том числе серый и черный.

IV. Дефис в приложении

— Перечислите условия постановки дефиса при одиночных приложениях.

Дефис при одиночных приложениях ставится:

1) когда приложение выражено нарицательным именем существительным и присоединяется к определяемому слову, также выраженному нарицательным именем существительным (зима-волшебница, девочка-подросток);

2) если приложением является собственное имя, обозначающее географическое наименование и стоящее перед определяемым словом, которое выступает для собственного имени существительного родовым (Ильмень-озеро, Эльбрус-гора, но: озеро Ильмень, гора Эльбрус);

3) после имени собственного, когда приложение и определяемое слово сливаются в одно интонационно-смысловое целое (Аника-воин, Дюма-сын, Бодров-старший).

Задание: указать предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены):

а) Дорога шла вдоль реки Цна.

б)  Среди старых книг он нашел роман Спартак.

в)  Ласточки звезды катятся вниз.

г)  Первое условие для дружеского сближения искренность.

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 86.

2. Упражнение 423.





загрузка...
загрузка...