загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой - 2014 год

11 КЛАСС

РАЗДЕЛ I. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Уроки 33-34. Конструкции с союзом КАК

Цели: повторить условия постановки знаков препинания в конструкциях со сравнительным союзом; отработать умения правильно оформлять предложения с союзом как.

Ход урока

I. Лексическая разминка

— Объясните значения слов.

Деструктивный, криминогенный, альянс, коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация, консенсус, маргинал.

II. Интерактивная беседа по усвоению нового материала

(По ходу беседы учащиеся записывают предложения в тетрадях и анализируют их, графически выделяя знаки препинания.)

Перед союзом «как» запятая ставится в следующих случаях.

1. Если оборот обозначает уподобление («как» в значении «подобно»). Например: Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (А. Пушкин); Как чайка, парус там белеет в высоте (А. Фет).

2. Если сравнительному обороту предшествует указательные слова так, такой, тот, столь. Например: Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте (Н. Гоголь); Черты лица его были те же, как и у сестры (Л. Толстой).

3. Если сравнительный оборот начинается сочетанием как и. Например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность (К. Паустовский).

4. Если оборот выражается сочетаниями как всегда, как нарочно, как обычно, как исключение, как правило, как прежде, как сейчас, как теперь. Например: Вижу, как теперь, своего хозяина (А. Пушкин).

Запятая не ставится в следующих случаях.

1. Если сравнительный оборот имеет в качестве основного значение обстоятельства образа действия и может быть заменен творительным падежом существительного или наречием. Например: Как град посыпалась картечь (М. Лермонтов) (ср.: посыпалась градом); Как демон коварна и зла (М. Лермонтов).

2. Если союз «как» имеет значение «в качестве». Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); Полученный ответ рассматривается как согласие (В. Ажаев).

3. Если сравнительный оборот характеризует лицо или предмет с какой-либо одной стороны. Например: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (К. Федин).

4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым, которое без сравнительного оборота не имеет законченного смысла. Например: Отец и мать ей как чужие (Н. Добролюбов); Все относились к Ване как к своему человеку (М. Пришвин).

5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, именно, прямо, просто, точь-в-точь. Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как чувство отдыха... (М. Пришвин).

6. Если сравнительный оборот или все сочетание с ним имеет характер устойчивого сочетания, например: беречь как зеницу ока (как святыню); бросился как безумный; глуп как пробка; пошел ко дну как камень.

III. Закрепление

Чтение § 90, выполнение упражнения 443 (объяснить знаки препинания).

IV. Итог урока

Домашнее задание

1. Упражнение 442 (1-9-е предложения).

2. § 90.

3. Подготовиться к контрольному диктанту.





загрузка...
загрузка...