Дискуссия

Русский язык традиционная система планирования уроков 10-11 классов

Дискуссия

Цель: развивать навыки монологической и диалогической речи, умение вести дискуссии.

Рекомендации для учителя. На дискуссию надо отводить не меньше часа, иначе она превратится в формальность. Излишняя спешка здесь неуместна, но и затягивать надолго дискуссию нельзя. Желательно, чтобы дискуссию вели подготовленные ученики (1-2 человека). Заранее обговорить тему дискуссии, обсудить варианты с классом или предложить неожиданную тему. Важно установить регламент: ведущие должны дать возможность высказаться всем желающим.

Один-два человека ведут протокол дискуссии: коротко записывают вопросы и ключевые мысли выступающих, чтобы в конце суммировать и обобщить все сказанное. Дискуссия обязательно должна закончиться какими-то выводами, подведением итогов. Целью дискуссии не является абсолютное решение обсуждаемых проблем - это невозможно. Важно прояснение разных позиций, аргументированность выступлений, реплик.

В заключение нужно сделать обобщение высказанных мнений, подчеркнуть значение взаимного уважения, умения прислушиваться к оппонентам. Главное - учитывать противоположные позиции и находить точки соприкосновения между ними.

Проводить дискуссию можно в форме игры - подражая известным телевизионным передачам: «Культурная революция», «Школа злословия», «Народ против», «К барьеру!» и т. п. Сначала выяснить, какие телевизионные дискуссии понравились, какие нет, почему; их сильные и слабые стороны, наиболее интересные и актуальные темы; мастерство ведущих; обстановка в студии, состав аудитории; причины популярности передачи и т. п.

Такая работа может стать вариантом урока-дискуссии: опыт анализа очень полезен и может предварить собственно дискуссию в классе. Все зависит от подготовленности класса, времени, заинтересованности учителя и учеников.

Другой вариант проведения дискуссии - «суд» над литературным героем: Евгением Онегиным, Печориным, Базаровым, Раскольниковым, Чичиковым, Григорием Мелеховым и т. д.

Для того чтобы представить себе такой «заочный суд», можно прочитать главу вторую третьей части романа В. А. Каверина «Два капитана» или посмотреть отрывок из художественного фильма- экранизации. Эта глава так и называется: «Суд над Евгением Онегиным». Можно сделать комплексный разбор этой главы.

Еще вариант: подобрать произведения русской литературы, в которых ведутся дискуссии. Это могут быть споры между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, между Пьером Безуховым и Андреем Болконским, между братьями Красовыми из «Деревни» И. А. Бунина, между героями пьесы А. М. Горького «На дне» и т. д. Затем предложить проанализировать выбранные отрывки, в том числе с точки зрения соблюдения правил дискуссии.

Подобные виды работы убивают сразу нескольких зайцев: повторение литературных произведений, что очень важно в выпускном классе; развитие речи; развитие навыков ведения дискуссии, а значит, умения аргументированно отстаивать собственную точку зрения - развитие личности. Кроме того, таким образом можно вызвать или усилить интерес к русской словесности, к учебе в целом.


Домашнее задание

Подготовить рассказ об особенностях газетной публицистики: ее жанрах, лексике, синтаксисе и т. д. (вариант: по желанию написать материал в школьную газету - интервью, заметку, статью, репортаж).