Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль

Все уроки русского языка 10 класс

Стиль художественной литературы как особый функциональный стиль

Цели: раскрыть своеобразие стиля художественной литературы в практической работе с текстами; прививать навык самостоятельно анализировать его; воспитывать тонкое чутьё к особенностям этого функционального стиля, принципам построения его текстов.

Оборудование: эпиграфы к уроку (на доске); тексты стихотворений А. А. Ахматовой (на каждую парту).

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Художественное чтение выбранных отрывков

♦ Каковы особенности этих текстов?

♦ Чем отличаются разные виды описания?


II. Актуализация опорных знаний

1. Творческое задание. Работа в парах

Задание. Прочитайте отрывок и стихотворение А. А. Ахматовой.

БЕЛЫЙ ДОМ

Здесь дом был почти что белый,

Стеклянное крыльцо.

Сколько раз рукой помертвелой

Я держала звонок-кольцо.


Сколько раз... Играйте, солдаты,

А я мой дом отыщу,

Узнаю по крыше покатой,

По вечному плющу.

(А. А. Ахматова)

Ответьте на вопросы.

♦ К какому стилю относится данный текст?

♦ Какова цель автора?

♦ Можно по этому описанию отправить письмо?

♦ К какому стилю будет относиться написание адреса?

♦ Напишите адрес, по которому может уйти это письмо, соблюдая рамки официально-делового стиля.

♦ Ваша цель и цель автора совпадают?

♦ Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?


Я СОШЛА С УМА...

Я сошла с ума, о мальчик странный,

В среду, в три часа!

Уколола палец безымянный

Мне звенящая оса.


Я ее нечаянно прижала,

И, казалось, умерла она,

Но конец отравленного жала

Был острей веретена.


О тебе ли я заплачу, странном,

Улыбнется ль мне твое лицо?

Посмотри! На пальце безымянном

Так красиво гладкое кольцо.

(А. А. Ахматова)

Ответьте на вопросы.

♦ К какому стилю относится данный текст?

♦ Какова цель автора?

♦ Можно ли по данному тексту написать объявление о найденном кольце?

♦ Напишите такое объявление с максимальным сохранением содержания данного текста.

♦ Ваша цель и цель автора совпадают?

♦ Какова разница между использованными языковыми средствами вашими и А. А. Ахматовой?

♦ Сделайте вывод


III. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня целью нашей работы является почувствовать своеобразие стиля художественной литературы в процессе анализа текстов.


IV. Объяснение нового материала

Слова — это лишь маленькие звенья, связующие

большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух.

Теодор Драйзер

Слова имеют свою собственную душу.

Б. Брехт

1. Слово учителя

— Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка.

Прочитайте эпиграфы. Какой из них вам больше нравится? Спишите его в тетрадь, объясните свой выбор.

2. Свободный диктант

Все самое лучшее в языке, его возможности, его красота — все это выражается в художественных произведениях. Художественная речь — своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература — значит, богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России.

А. С. Пушкин разрушил устарелую стилистическую систему и установил новые принципы многообразия стилей в пределах единого национального литературного языка.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей русского языка особой эстетической функцией — функцией эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя. Художественная речь должна возбуждать в нас чувство прекрасного, красоты. Что происходит со словами в художественном произведении? Как слово превращается в образ? На эти вопросы ищут ответы философы, литературоведы, лингвисты, психологи со времен античности. В художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.

(По Г. Я. Солганику)


V. Закрепление

1. Слушание-понимание текста художественного стиля

Учитель. В начале урока мы с вами преобразовывали текст художественный в официально-деловой. Как этим приемом пользуются мастера художественного слова, мы сейчас услышим.

Задание. Прослушайте текст.

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

(Отрывок)

Когда учитель громко продиктовал задачу, все записали ее и учитель, вынув часы, заявил, что дает на решение задачи двадцать минут.

Задача была следующая.

«Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причем один из них делал в час 4 версты, а другой — 5. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта Б такое же расстояние в верстах,— сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли 120 рублей, второму — 80, а всего бочка вина приносит прибыли 40 рублей».

Первым долгом Семену Панталыкину пришла в голову мысль: «Что это за крестьяне такие: «первый» и «второй»?

Эта сухая номенклатура ничего не говорит ни его уму, ни его сердцу. И сразу же, как только Панталыкин перекрестил «первого» и «второго» в Рудольфа и Вильяма, оба сделались ему понятными и близкими. Он уже видел умственным взором белую полоску от шляпы, выделявшуюся на лбу Вильяма, лицо которого загорело от жгучих лучей солнца... А Рудольф представлялся ему широкоплечим мужественным человеком, одетым в синие парусиновые штаны и кожаную куртку из меха речного бобра.

И вот шагают они оба, один на четверть часа впереди другого.

Панталыкину пришел на ум такой вопрос: «Знакомы ли они друг с другом, эти два мужественных пешехода? Вероятно, знакомы, если попали в одну и ту же задачу... Но если знакомы, почему они не сговорились идти вместе?». Возник еще один интересный вопрос: «Были ли у них ружья или нет?». Пускаясь в дорогу, лучше всего захватить ружья, которые даже в пункте Б могли бы пригодиться, в случае нападения городских бандитов.

Вот опять же — написали: пункт А, пункт Б... Что это за названия такие? Панталыкин Семён никак не может представить себе городов или сёл, в которых живут, борются и страдают люди, под сухими бездушными литерами.

И едва только пункт А получил название Санта-Фе, а пункт Б был преобразован в столицу Австралии, как оба города сделались понятными и ясными. Улицы сразу застроились домами причудливой экзотической архитектуры, из труб пошел дым, по тротуарам задвигались люди, а по мостовым забегали лошади, неся на своих спинах всадников — диких, приехавших в город за боевыми припасами испанцев.

И еще — интересный вопрос: почему Рудольф и Вильям не воспользовались лошадьми, а пошли пешком?

Все это очень странно. То, что Рудольф вышел на четверть часа позже Вильяма, доказывает, что этот честный скваттер не особенно доверял Вильяму.

И постепенно вся задача, ее тайный смысл вырисовывается в мозгу Панталыкина Семена.

Задача представилась такой:

...Солнце еще не успело позолотить верхушек деревьев, еще яркие тропические птицы дремали в своих гнездах, еще черные лебеди не выплывали из зарослей австралийской кувшинки, когда Вильям Блокер, головорез, наводивший панику на все побережье, крадучись, шел по еле заметной лесной тропинке. Делал он только 4 версты в час: более быстрой ходьбе мешала больная нога, подстреленная вчера его таинственным недругом.

— Карамба! — пробормотал Вильям.— Если бы у Старого Билла была сейчас его лошаденка. Но. пусть меня разорвет, если я не найду негодяя, подрезавшего ей поджилки.

А сзади него в это время крался, припадая к земле, скваттер Рудольф Каутерс, и его мужественные брови мрачно хмурились.

— Я бы мог делать и 5 верст в час (кстати, почему не «миль» или «ярдов»?),— шептал скваттер,— но я хочу выследить эту старую лисицу.

А Блокер уже слышал сзади себя шорох и, прыгнув за дерево, притаился.

Увидев ползшего по траве Рудольфа, он приложился и выстрелил.

И, схватившись рукой за грудь, перевернулся честный скваттер.

— Ну, 20 минут прошло, раздался, как гром в ясный погожий день, голос учителя арифметики.— Ну, ты, Панталыкин Семен, покажи: какой из крестьян первый пришел в пункт Б?

И чуть не сказал бедный Панталыкин, что, конечно, в Санта-Фе первым пришел негодяй Блокер, потому что скваттер Каутерс лежит с простреленной грудью и предсмертной мукой на лице, лежит одинокий в пустыне, в тени ядовитого австралийского «змеиного» дерева.

(По А. Аверченко)

♦ Определите, какие стили речи в нем присутствуют.

♦ Назовите их характерные черты.

♦ Какая цель была перед авторами задачи?

♦ Какова цель мальчика-фантазера, преобразовавшего задачу?

♦ Как в тексте рождался образ?

♦ При помощи чего возникли образы Рудольфа и Вильяма?

♦ Как преобразовались пункт А и пункт Б?


VI. Итог урока

♦ Докажите, опираясь на материал сегодняшнего урока, что авторы эпиграфов были правы.


VII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Задания по уровням.

Высокий и достаточный уровни

Преобразуйте в художественный текст любую задачу, выбранную вами в учебниках алгебры или геометрии, воспользуйтесь при этом художественными средствами.

Средний уровень

Выпишите в тетрадь, какие художественные средства вам известны, приведите примеры.