Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов

Поурочные разработки по русскому языку 1 класс

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов

ТИП УРОКА: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

ЦЕЛИ УРОКА: провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; обучать одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге; ознакомить с терминами и их значениями: проверочное слово, проверяемое слово; учить умению подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове; научатся распознавать проверочные и проверяемые слова.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК; карточки со словами: «ряд», «слон», «стрелы», «врач», «сосны», «письма», «плечи», «лисы».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.


2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.

Заслушивание ответов учащихся.


3. Актуализация знаний

Работа с текстом рубрики «Сведения о языке» (с. 66)

— Какое слово можно считать проверяемым? (Проверяемое слово — это слово, в котором надо проверять написание букв, обозначающих безударный гласный звук.)

Какое слово можно считать проверочным? (Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает гласный звук.)


4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах».

Определите познавательную задачу урока. (Как обозначить буквой безударный гласный звук?)

Сегодня на уроке вы будете учиться определять безударный и ударный гласные звуки в слове, подбирать проверочные слова.


5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 66, упр. 6)

— Прочитайте данные слова.

Прочитайте слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в первом слове, надо проверять. Подберите проверочные слова.

Комментированное письмо на доске.

Mocт — мосты, гриб — грибы, змеи — змея, поле — поля, волны — волна, травы — трава.

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 66, упр. 7)

— Объясните, для чего необходимо подбирать проверочные слова?

Заслушиваются ответы учащихся.

— Запишите слова, подбирая к каждому проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в словах стал ударным. (Глаз — глаза, столб — столбы, лист — листы, слон — слоны, врач — врачи.)

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 67 упр. 8)

— Определите проверяемое и проверочное слова.

Устно составьте предложения с любым словом.

Выполнение задания по выбору.

— Спишите по выбору любые три пары слов, вставляя пропущенные буквы.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Игра «Найди пары слов»

Вариант 1. При использовании ПК тема «Ударные и безударные гласные. Упражнение. Игра «Найди пары слов».

Вариант 2. Фронтальная работа.

Условия игры: детям раздаются карточки со словами:



На доске записаны слова:

Cл...ны

P...ды

С...сна

Пл...чо

Стр...ла

Л...ca

П...сьмю

Вр...чи

Учащиеся, у которых на руках карточки с проверочными словами, выходят к доске, размещают карточку рядом с проверяемым словом, вставляют пропущенную букву.


6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

— Прочитайте предложения.

Определите, какие буквы пропущены.

Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы.

Разноцветные ш...ры взлетели высоко в небо.

У нас на кухне новая газовая пл...та.

Утром на тр...ве сверкает р...са.


7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 34, упр. 23.)

— Выберите пары слов: проверочное слово и проверяемое. Запишите слова парами. (Море — моря, волны — волна, число — числа, травы — трава, свечи — свеча.)


8. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради на с. 34, упр. 24 (1, 2).


9. Подведение итогов урока

— Какое слово называют проверяемым?

Какое слово называют проверочным?


10. Рефлексия

— Продолжите предложения.

На уроке мы определили познавательную задачу ...

Мы выполняли задания ...

Я знаю, что ударный звук — это ...

Я знаю, что безударный звук — это ...

Я понял, что необходимо проверять в слове ...

Самое интересное задание ...