1 сентября — День знаний. Здравствуй, школа. Первый школьный учебник «Азбука»

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

1 сентября — День знаний. Здравствуй, школа. Первый школьный учебник «Азбука»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети получат сведения о том, что день 1 сентября — всенародный праздник «День знаний»;

• узнают понятия «Родина» и «столица» России;

• познакомятся со школой, товарищами, учителем, правилами поведения в школе, учебными принадлежностями;

• познакомятся с первым учебником «Азбука»; авторами, художником.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— У нас появилась новая учебная книга «Азбука». Она расскажет нам много интересного. Это настоящий волшебный сундучок знаний. Книга научит вас читать и писать.


2. Мотивация учебной деятельности

Звучит песня «С чего начинается Родина?», слова М. Матусовского, музыка В. Баснера. («С картинки в твоём букваре...»)

— Какой вопрос слышится в этой песне? Что такое Родина? Мы ответим на него в процессе урока.


3. Работа по теме урока1

— В нашей стране первый учебный день, 1 сентября называют «Днём знаний». В этот осенний день все дети нашей страны идут в школу. С этого момента все первоклассники становятся учениками. Рассмотрим на доске открытки, плакаты с поздравлениями (с. 4). Как называется страна, в которой мы живём? Люди каких ещё национальностей живут в нашей стране?

Наша страна многонациональная. И каждый говорит на своём языке. Но русский язык помогает людям понимать друг друга. Люди всех национальностей учат русский язык.

Учитель предлагает детям познакомиться друг с другом. На доске карточки, на которых записаны имена детей. Дети, названные по имени, выходят и встают под своей карточкой. У каждого ребёнка карточка меньшего размера на парте. Имя, отчество и фамилия учителя печатными буквами записаны на доске и несколько дней не стираются.

— В школе есть звонок. Он напоминает нам, когда войти в класс и сесть за парту, когда встать и закончить урок.

Поиграем в «Вопросы — ответы».

— Что мы делаем, когда звенит звонок? Как правильно сидеть за партой? Как ты поступишь, если захочешь о чём-либо спросить учителя?

Рассмотрите таблицу «Правила посадки за партой». Запомните, что говорить на уроке может только один человек. Мы сегодня очень многому научились и можем сказать про себя: мы теперь не просто дети, мы теперь ученики! Многие из вас уже знают буквы. Назовите буквы русского алфавита, которые вы знаете (с. 124-125).

В старину старославянские буквы имели другие названия и форму. Буквы назывались: аз, буки, веди, глаголь, добро и т.д. Раньше не было печатных станков, книги люди переписывали от руки. Переписчик старался сделать книгу привлекательной. Особенно первую букву. Первые старославянские буквы: аз, буки. Так называется первая книга по обучению грамоте «Азбука». Эта книга учит всех читать и писать. Была сочинена пословица: «Сперва АЗ да БУКИ, а там и науки».

Работа с пословицей: Учиться всегда пригодится (с. 4).

— Послушайте загадку и отгадайте её.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ. (Буквы)

— Откройте страничку 124 в «Азбуке», назовите буквы.

Что вы видите на иллюстрации (с. 3 учебника)? (Радуга, речка, солнышко, звёзды, церковь и т. д.)

Это картины нашей родной природы. Как русский народ встречает гостей? Поучимся отвечать на вопросы.

Дети знакомятся со структурой, строением книги: обложкой, иллюстрациями, учатся пользоваться закладкой.

— Рассмотрите иллюстрации (с. 4). Составьте рассказ. О каком дне, событии идёт речь? Какое у детей настроение? О чём думает учительница? Что у тебя в ранце?

Что изображено на рисунке в нижней части страницы. (Кубики, мяч, кукла, карандаш, ранец и т. д.)

Как одним словом назовёте предметы слева? (Игрушки.)

Для чего нужны вещи, которые изображены справа? (Учебные принадлежности нужны для учебных занятий.)

Мы сравнили две группы предметов по назначению. Какие картинки можно дорисовать к группе игрушек? А какие ещё новые учебные вещи есть у вас в ранце?

И ранец, и портфель, и всё, что лежит в ранце, — это наши лучшие друзья.

Вы догадались, почему я на доске поставила вопросительный знак? Я задавала вам вопросы, а вы мне отвечали.

Послушайте стихи С. Я. Маршака «Знаки препинания».

Прискакал вдруг чудак,

Вопросительный знак.

Прискакал и закричал:

— Что? Куда? Откуда? Как?

Стихотворение «Первое сентября» заучивается со слов учителя, показывается образец выразительного чтения.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Какие важные вопросы мы решали сегодня на уроке? Что такое Родина? Как называется наша Родина? Какой главный город России? Как называют детей, которые пришли учиться в школу? Как называется первая учебная книга?


1 Этап урока — «Физкультминутка» оставлен на рассмотрение учителя.